Проходите, не задерживайтесь. Как Минск наводняет Европу мигрантами

Пропускной пункт на белорусско-литовской границе. © / Виктор Толочко / РИА Новости

Новые пикировки между Минском и Брюсселем спровоцировала ситуация на белорусско-литовской границе. За один месяц ее перешло в 13 раз больше мигрантов, чем за весь 2020 год. В Вильнюсе считают это «гибридной войной» против Евросоюза и хотят привлечь армию для охраны границ. Александр Лукашенко отвечает, что на сдерживание мигрантов у Белоруссии просто нет денег.

   
   

«Гибридная война» мигрантами

За июнь на литовско-белорусской границе литовские пограничники задержали 1044 нелегальных мигранта, заявила премьер страны Ингрида Шимоните. Это в 13 раз больше, чем за весь 2020 год: тогда был задержан всего 81 человек. Только за одну ночь с 3 на 4 июля пограничники остановили 160 мигрантов. 2 июля в Литве был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Встревожены ситуацией и в Брюсселе. 5 июля в страну прилетел глава ЕС Шарль Мишель. Он уже пообещал помощь Вильнюсу по линии ЕС, а также заявил, что обсудит с руководством Ирака возвращение мигрантов обратно.

По мнению литовских властей, за всплеском нелегальной миграции стоят белорусские власти. Минск «целенаправленно использует беженцев из ближневосточных стран в качестве гибридного оружия против Европы», считает глава МИД Литвы Габриэлиус Ландсбергис

В Вильнюсе утверждают, что белорусские власти создали в стране чуть ли не черный рынок для мигрантов, желающих попасть в ЕС. «Оказавшись в Минске, нелегалы платят огромные суммы за то, чтобы они помогли им перебраться на территорию Литвы через малоохраняемые участки границы», — заявила глава литовского МВД Агне Билотайте.

В Белоруссии же говорят, что у страны просто нет ресурсов, чтобы сдерживать беженцев, которые идут в Европу. Особенно в ситуации, когда европейские страны ввели против Минска болезненные экономические санкции. «Мы останавливали наркотики и мигрантов. Теперь будете сами их ловить», — пригрозил ЕС Александр Лукашенко еще 26 мая. Раньше у Белоруссии и ЕС было соглашение по контролю за потоком мигрантов, да и наблюдение за границей велось лучше. Однако с выходом Минска из «Восточного партнерства» оно было разорвано. 

4 июля Лукашенко еще раз высказался на эту тему. По его словам, Белоруссия занимается борьбой с нелегальной миграцией «ровно настолько, насколько это необходимо, выгодно стране и возможно финансово». «Если кто-то думает, что мы сейчас закроем границу с Польшей, Литвой, Латвией и Украиной и превратимся в отстойник беглых из Афганистана, Ирана, Ирака, Ливии, Сирии, Туниса, то он просто заблуждается как минимум. Мы никогда не будем никого держать: они же не к нам идут. Они идут в просвещённую, тёплую, уютную Европу», — не без иронии добавил белорусский президент.

 

Кто идет в Европу через Белоруссию?

Большая часть беженцев, которые направляются в Литву из Белоруссии, — это жители ближневосточных стран, прежде всего Ирака. 90% прибывших — курды. Приезжать они начали еще с февраля 2021 года небольшими группами. 

   
   

В Белоруссию они могут попасть по воздуху: в Минск несколько раз в неделю летают рейсы «Иракских авиалиний» и Fly Baghdad из Турции, Египта, ОАЭ. Большая часть этих рейсов была открыта в мае, когда многие европейские компании отказались от полетов через Белоруссию после экстренной посадки в Минске рейса Ryanair и задержания летевшего на нем бывшего главреда оппозиционного Telegram-канала Nexta Романа Протасевича

Между тем лагеря для беженцев в Литве уже переполнены. Там в экстренном порядке строят дополнительные корпуса и палаточные городки, чтобы вместить всех желающих попасть в Европу, рассказал изданию TUT.by один из белорусских беженцев, находящихся в лагере. «Я общался с некоторыми недавно прибывшими курдами. Они рассказали, что дорога из Ирака до Литвы стоила им более 10 тысяч долларов, — сообщил этот человек, попросивший называть его Николаем. — Я думал: Что за бред такой?“ Но, с кем ни общался, все примерно такую сумму и называли». 

По его словам, из-под Минска мигрантов к границе везли за 1400 евро с человека. «Довезли до границы, сказали, куда идти, пообещали, что на той стороне их свои люди встретят и увезут дальше в ЕС. Они пошли, на другой стороне их никто не ждал. В итоге попались литовским пограничникам. Теперь в центре живут. С таким же успехом могли бесплатно приехать на пункт пропуска и попросить на литовской стороне убежища», — отмечает Николай.

«Тропы» для гостей с юга

Лукашенко уже не впервой создавать «тропы» для мигрантов, говорит российский политолог Андрей Суздальцев: «После того как в 2006-2007 году у нас резко ухудшились отношения с Грузией и даже было закрыто посольство, грузины начали ездить в Россию через Минск. Прилетали самолетами — и дальше на поезде через границу. Аналогичная „тропа“ появилась и для украинцев после кризиса 2014 года. А не так давно Белоруссия отменила визы для более чем 80 государств мира. И граждане этих стран получили возможность фактически без виз въезжать и в Россию. Насколько я знаю, решение было принято без согласования с Москвой».

Нынешний кризис тоже может создать сложности для России, говорит политолог: «Брюссель выделит деньги, даст в помощь Литве пограничников из других стран ЕС, укрепит белорусско-литовскую границу. Куда пойдут мигранты в том случае, если в Литву их не пустят, а граница с Украиной у Белоруссии закрыта? Конечно, в Россию». 

Пока же точно ясно одно: мигранты будут и дальше идти в Литву из Белоруссии. «Я не собираюсь превращать страну в „отстойник“ для мигрантов, стремящихся в ЕС», — заявил Лукашенко. В ответ Литва уже пообещала усилить охрану границ. К этому делу привлекут даже армию, заявила глава МВД Литвы Агне Билотайте.