Призрак Речи Посполитой. Что ждет постлукашенковскую Белоруссию?

Протесты в Белоруссии. © / Reuters

По заверению подписавших Унию министров иностранных дел Украины, Польши и Литвы, Люблинский треугольник нацелен «на углубление сотрудничест­ва и безопасности трёх стран». Отмечено, что новый формат опирается на исторические связи, а именно: литовско-польское сотрудничество – Речь Посполитую, которая включала большую часть современной Украины.

   
   

Заокеанские планы

О неизбежности восстановления Речи Посполитой экономист, член Изборского клуба Елена Ларина говорила ещё 5 лет назад. Сейчас на сайте клуба она приводит фрагмент своего выступления, прозвучавшего на «круглом столе» в конце 2015 г. «Часть элиты США сейчас приступила к реализации проекта создания Новой Речи Посполитой. По заокеанским планам, всесторонне поддержанным в Варшаве, в неё должны войти Польша, Литва, Беларусь, ­Украина и в перспективе Молдавия и Румыния. Столицей намечается сделать один из литовских или белорусских городов, а Варшава останется реальным центром власти». Правда, в том прогнозе начало формирования новой Речи Посполитой относилось на 2017 г., по факту это случилось в 2020 г.

Далее автор рассказывает, как летом этого года влиятельный американский фонд Jamestown Foundation провёл закрытую встречу экспертов по Восточной Европе, где наметил план реинкарнации Речи Посполитой как «процесса, способствующего реализации национальных интересов США». Вероятно, после этого фонд через свои сети влияния в Польше, Литве и на Украине активизировал процесс их интеграции. Следующим, по идее, должно стать присоединение к треугольнику и других участников.

С большим интересом, например, к интеграционной инициативе отнеслись латышские элиты. По мнению Лариной, присоединением к Люблинскому треугольнику они стремятся решить проблему усиления «русских» – представителей русскоязычных бизнеса и муниципальной власти. Инициативные группы по присоединению к Люблинскому треугольнику, по данным эксперта, есть и в Молдавии, и в При­днестровье,присматриваются к нему и в Словакии.

Нажмите для увеличения

Однако «связанность» новой геополитической структуры может быть обеспечена в полной мере лишь после вступления в её состав Беларуси», – отмечает Ларина. И потому все происходящие сегодня в республике события, по её мнению, связаны с проектом Речи Посполитой.

Поляки в годы Польско-советской войны в 1919–1921 гг. вовсе не хотели ограничиться захватом Киева, рассказал «АиФ» политолог Юрий Бондаренко. «В планах Польши была надпись на стене Кремля: «По-русски говорить запрещено». И спустя 100 лет планы польского правящего клана не изменились. Их мечты – о возрождении Речи Посполитой в её былой форме и содержании. Для этого предполагается духовно сплотить поляков, украинцев, белорусов и литовцев, создав тем самым поле для формирования пропольской регио­нальной идентичности на территории бывшей Речи Посполитой, что должно привести к реальной инте­грации этих стран. В итоге Польша «от моря до моря», как это было в далёком 1569 г., когда Королевство Польское и Великое Княжест­во Литовское стали единой Речью Посполитой до 1795 г. Лишь после неодно­кратных разделов и войн Россия, Пруссия и Авст­рия окончательно стёрли польскую империю с лица земли», – говорит Ю. Бондаренко.

На данный момент основной целью партнёрства под эгидой США является оттеснение России в северо-восточный угол Евразии, считает эксперт. «Карты союзников стали раскрываться, когда Украина в лице Януковича стала колебаться в выборе вектора будущего развития. Желание усидеть на двух стульях и нерешительность в выборе между ЕС и Таможенным союзом спровоцировали Евромайдан, который был поддержан всеми политическими силами Польши. На очереди – Белоруссия», – считает Ю. Бондаренко.    
   

Не картошкой единой

«Многие по наивности убеждены, что Белоруссия – это бескрайние картофельные поля, простирающиеся между Беловежской Пущей и Полесскими болотами. Страна, существующая лишь благодаря денежным вливаниям из России (100 млрд долл. за 20 лет). В общем, такой аграрный приживала с хитрющим президентом во главе, – пишет Е. Ларина. – Однако по­смотрим на данные Всемирного банка, ЕС и ЕАЭС. В 2010-е гг., когда российская и многие другие экономики на постсоветском пространстве деградировали, Белоруссия осуществила рывок вперёд. Сегодня доля обрабатывающей промышленности в её ВВП – 21% (в РФ – 14%). Доля машиностроения с 2014 г. непрерывно растёт. За последние годы было осуществлено комплексное перевооружение таких предприятий, как БелАЗ (на завод приходится треть продаваемых в мире карьерных тяжёлых самосвалов), «Беларуськалий» (экспортирует продукцию в 140 стран), МАЗ и МТЗ (поставляет трактора в 80 стран) и т. п. Созданы с нуля многие компании. Например, «АДАНИ» во главе с профессором, физиком-ядерщиком Владимиром Линёвым стала одним из лидеров на европейском рынке сканирующих технологий и устройств безопасности в ­аэропортах и ж/д вокзалах. За 3–5 лет ей удалось захватить 25% европейского рынка и наладить экспорт в 80 стран.

Белорусские продукты, поставляемые не только в Россию, но и в страны ЕС, отличает строгое соответствие ­ГОСТам, минимальное использование химических добавок и ГМО. По оценкам Фонда Аденауэра, в начале 2019 г. АПК Белоруссии превзошёл по технической оснащённости, ­IT-решениям и кадровому уровню польское сельское хозяйство.

За последние 10 лет в Белоруссии, по сути, с нуля создана IT-индустрия. В 2019 г. на долю IT приходилось 6,4% ВВП – столько же, сколько на агропром. Белорусский EPAM Systems – ведущий мировой поставщик услуг по разработке цифровых платформ и программ­ного обеспечения. Он имеет филиалы в Северной Америке, Европе и Азии и входит в список 100 самых быстрорастущих компаний по версии Fortune за 2019 г. Wargaming, созданная в Белоруссии, разработала World of Tanks – одну из самых популярных и прибыльных игр в мире. Приложение Viber было разработано в Белоруссии и в 2018 г. достигло 1 млрд пользователей».

Противовес для ЕС

Из этого можно сделать вывод, что поглощение Белоруссии со стороны воссоздаваемой Речи Посполитой было бы выгодно последней со всех точек зрения – и с гео­политической, и с экономической. И борьба за этот бриллиант будет продолжена с новой силой после президентских выборов в США. Если победит Байден, то усилия по созданию новой империи ещё более активизируются с учётом того, что у семьи Байдена и других близких к демпартии элитных групп есть свои бизнес-интересы в Польше и на Украине. Недавно экс-посол США в России Уильям Бёрнс, ведущий кандидат на пост госсекретаря при Байдене, рассказал, что одной из задач администрации станет заключение соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве. Оно предусматривает создание мощных региональных объединений, которые станут своего рода противовесом ЕС.