Приют убогого Сикорского. Зачем Польша наступает на старые грабли?

Радослав Сикорский. © / Damian Burzykowski / www.globallookpress.com

XXI век может стать веком пересмотра всех правил и законов дипломатии. Нормы, которые ранее считали священными, сегодня попираются с невероятной легкостью. Но даже на этом фоне существуют деятели, чьи выходки оказываются за гранью добра и зла.

   
   

«Был скорее не нашим папочкой, а серийным насильником»

На сей раз отличился 58-летний Радослав Сикорский, в течение семи лет занимавший пост главы МИД Польши.

Сикорскому, который ранее состоял в партии «Право и Справедливость», а сейчас примкнул к оппозиционной «Гражданской платформе», не понравилось высказывание министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Российский дипломат заметил, что НАТО — это «чисто геополитический проект по освоению территории, которая оказалась бесхозной после исчезновения Варшавского договора и после распада Советского Союза».

Бывший главный польский дипломат написал в Twitter следующее: «Ты нас не осиротил, потому что был скорее не нашим папочкой, а серийным насильником. Поэтому мы по тебе не скучаем. Если вы решите повторить попытку, то получите по яйцам».

На данное высказывание ответила официальный представитель МИД России Мария Захарова: «Россия женского рода. Видимо, Сикорский стал жертвой концепции гендерного разнообразия».

«Фальшивое чувство безопасности»

Надо сказать, что Сикорский известен своими эпатажными высказываниями, в том числе и теми, что были сделаны в бытность нахождения на посту главы МИД.

Например, в 2008 году он рассказал следующую шутку о главе Белого дома: «Знаете ли вы, почему Барак Обама имеет польские корни? Потому что его дедушка в Африке съел польского миссионера».

   
   

Но куда более интересными были его слова о польско-американских отношениях, сказанные в 2014 году министру финансов Польши Яцеку Ростковскому: «Польско-американский союз ничего не стоит. Напротив, он даже вредит. Потому что он создает у Польши фальшивое чувство безопасности... Это полное дерьмо. Так как мы перессоримся с Германией и Россией и будем считать, что все супер, потому что мы отсасываем у американцев, как фраера. Последние фраера».

Кажется, пану Сикорскому пора вспомнить свое собственное высказывание. И задаться вопросом: а кто, собственно, будет исполнять озвученную в отношении России угрозу?

Амбиции и возможности

Напомним, что во время штабных учений «Зима» в польской Академии военного искусства в начале 2021 года был получен шокирующий результат. Польская армия, оснащенная зенитными системами Patriot, ракетной артиллерией HIMARS и многоцелевыми самолетами F-35, в виртуальном столкновении с силами восточного соседа потерпела полную катастрофу. В первые дни виртуального конфликта стратегические предприятия были выведены из строя, порты заблокированы, ВВС и ВМС практически уничтожены, а потери передовых частей составили 60-80 процентов личного состава. Расчеты показали, что продержаться 22 дня до подхода основных сил НАТО польская армия не может. Разыгранный конфликт свидетельствовал, что войска условного противника окружат Варшаву уже через четыре (!) дня.

Одно дело — бросать отборные воинские части для пограничных «сражений» с мигрантами, в числе которых женщины и дети, и совсем иное — реальный конфликт с хорошо обученной и боеспособной армией.

Казалось бы, здравый смысл должен диктовать Польше курс на налаживание добрососедских отношений с Россией, но вместо этого Варшава оказалась в передовом лагере русофобов.

Неудивительно, ведь после ликвидации социалистического режима в Польше вернулись к политическим традициям времен Юзефа Пилсудского. Ставший лидером польского государства, возрожденного после Первой мировой войны, Пилсудский заявлял: «Замкнутая в пределах границ времён шестнадцатого века, отрезанная от Чёрного и Балтийского морей, лишённая земельных и ископаемых богатств Юга и Юго-Востока Россия могла бы легко перейти в состояние второсортной державы, не способной серьёзно угрожать новообретённой независимости Польши. Польша же как самое большое и сильное из новых государств могла бы легко обеспечить себе сферу влияния, которая простиралась бы от Финляндии до Кавказских гор».

«Главная цель — ослабление и разгром России»

При поддержке Великобритании и Франции Польша захватила территории Западной Украины и Западной Белоруссии, аннексировала литовский Вильнюс и не скрывала дальнейших экспансионистских планов.

В 1934 году Варшава подрубила на корню попытки советской дипломатии создать европейскую систему коллективной безопасности, призванную предотвратить угрозу, исходившую от пришедших к власти в Германии нацистов.

Подписание Польшей «Пакта Пилсудского — Гитлера» похоронило все надежды на международную изоляцию Третьего рейха.

В декабре 1938 года в докладе разведывательного отдела главного штаба Войска Польского говорилось: «Расчленение России лежит в основе польской политики на Востоке... Поэтому наша возможная позиция будет сводиться к следующей формуле: кто будет принимать участие в разделе? Польша не должна остаться пассивной в этот замечательный исторический момент. Задача состоит в том, чтобы заблаговременно хорошо подготовиться физически и духовно... Главная цель — ослабление и разгром России».

В январе 1939 года уже упоминавшийся министр иностранных дел Польши Юзеф Бек в беседе с министром иностранных дел Германии Иоахимом фон Риббентропом сказал: «Польша претендует на Советскую Украину и на выход к Чёрному морю».

Готовясь к участию в разделе территорий Советского Союза, поляки приняли участие в расчленении Чехословакии наряду с нацистской Германией. Поэтому определение «гиена Европы», данное Польше Уинстоном Черчиллем, отнюдь не было преувеличением.

Вот только осенью 1939 года «европейская гиена», переоценившая свои возможности, а главное, свое место в мире, была разгромлена Третьим рейхом при молчаливом наблюдении Франции и Великобритании, совершенно не горевших желанием бороться за амбиции Варшавы.

Дезертиры генерала Андерса: как польские «герои» не стали драться с вермахтом

Тем не менее в 1941 году, после нападения Германии на СССР, Польшу в виде правительства в изгнании сделали партнером в антигитлеровской коалиции. В тяжелейший период лета 1941 года в СССР по договоренности с Лондоном было начато формирование и вооружение польской армии под командованием генерала Владислава Андерса.

Только в сентябре и октябре 1941 года СССР передал «армии Андерса» вооружение для одной пехотной дивизии: 40 артиллерийских орудий, 135 миномётов, 270 станковых и ручных пулемётов, 8451 винтовку, 162 пистолета-пулемёта, 1022 пистолета и револьвера.

Одновременно Великобритания поставляла обмундирование для армии Андерса. В декабре 1941 года по настоянию Андерса глава правительства Польши добился у СССР разрешения на увеличение польской армии в СССР до 96 тысяч человек.

К январю 1942 года на армию Андерса Советский Союз израсходовал 69 миллионов рублей, передав тысячи единиц оружия и десятки тысяч комплектов обмундирования.

И все это в период тяжелейшего отступления, а затем сражения под Москвой. Советское правительство было крайне заинтересовано в помощи польских подразделений.

Но в разгар схватки с фашистами в польской армии господствовали антисоветские настроения. Польские офицеры открыто заявляли, что их больше интересует «борьба с Советами», чем битвы с немцами.

Накануне Сталинградской битвы армия Андерса добилась перевода к англичанам, на Ближний Восток. Польские «патриоты» не сделали ни единого выстрела на главном фронте борьбы с нацистами.

Сталин по этому поводу заметил: «Если поляки не хотят здесь воевать, то пусть прямо и скажут: да или нет... Я знаю, где войско формируется, так там оно и останется... Обойдемся без вас. Можем всех отдать. Сами справимся. Отвоюем Польшу и тогда вам её отдадим. Но что на это люди скажут...»

Государственность в подарок

Слова вождя исполнились: Польшу отвоевала Красная армия вместе со вновь сформированным в СССР Войском Польским.

Поэтому совершенно логично, что послевоенную судьбу Польши решал в основном Советский Союз. Он, присоединив Западную Украину и Западную Белоруссию, обеспечил Польше щедрую компенсацию в виде передачи Варшаве экономически развитых и мало пострадавших от войны территорий Восточной Пруссии.

Советское руководство сделало все для того, чтобы иметь в качестве соседа дружественное государство. И в целом в этом преуспело. Нынешнее польское руководство рассказывает о некой «оккупации», «серийном насилии». Но как, скажите, нужно было поступить: отдать власть тем, кто в 1930-х строил планы по грабежу и расчленению СССР? Вручить полномочия авантюристам, поднявшим Варшавское восстание в надежде перехватить власть? Признать лидером Польши дезертира Андерса, сбежавшего от схватки с главными силами вермахта?

Заигравшаяся «гиена», утратившая независимость в 1939 году, получила ее из рук СССР. Четыре десятка лет Советский Союз нянчился с поляками, поднимал им науку, строил предприятия, создавал максимально либеральные условия по сравнению с собственными и никогда не напоминал о гнусных страницах польской истории, считая, что те времена не вернутся.

«Чьими мускулами ты играешь?»

Однако политика Михаила Горбачева привела вовсе не к демократизации Восточной Европы, а к первой волне «цветных революций», в ходе которых из всех сфер жизни вычищались те, кто был дружески настроен по отношению к СССР и России. Их место занимали политические «отморозки» вроде братьев Качиньских, Антония Мацеревича и Радослава Сикорского.

Российское руководство продолжало вести примирительную линию, каясь за мнимые и реальные ошибки и перегибы СССР в отношении Польши. А вот Варшава ни в чем каяться не собиралась. Более того, с каждым годом тон в общении с Москвой становился все более вызывающим и оскорбительным. Польша активно вмешивалась в украинский кризис, была причастна к попытке переворота в Белоруссии, а в СМИ страны регулярно появляются рассуждения о передаче в будущем Варшаве контроля над Калининградской областью.

В общем, «гиена» вернулась и снова скалится, мечтая о поживе. Правда, в самой Польше далеко не все этому рады. Вот только пара комментариев к словам Сикорского:

«Сикорский, чьими мускулами ты играешь? Пожалуй, не своими. С такой дипломатией мы далеко не продвинемся».

«Что за изысканный язык! Мужик, ты продемонстрировал предел своих возможностей. Если бы повсюду в мире были такие дипломаты, у нас бы за плечами была уже Пятая мировая война».

Исторический опыт учит: нынешняя польская линия неизбежно приведет Варшаву к ситуации, когда ее политическим деятелям придется думать о физической сохранности своих первичных половых признаков. А о государственности тогда уже никто и не вспомнит. Грозили России многие, но где они теперь? Может, стоит все-таки поучиться на исторических ошибках?