Приоритет дела над формой. Токаев инициировал дебюрократизацию госаппарата

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. © / akorda.kz

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев накануне подписал значимый указ «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата». По мнению экспертов, алгоритм действий, прописанных в документе, позволит более эффективно бороться с коррупцией. «Аргументы и факты» разбирались со стратегическим нововведением в крупнейшей центральноазиатской республике.

   
   

5 принципов развития

Команда главы Казахстана определила пять принципов дебюрократизации. В указе они даны в несколько даже афористичной форме:

  1. Приоритет сущности над формой — главенство конкретного и измеримого результата над формой работы по его достижению.
  2. Цифровизация по умолчанию — приоритет всестороннего взаимодействия государственных органов с гражданами, бизнесом и между собой в цифровом формате.
  3. Управленческая ответственность — недопустимость передачи принятия решений и согласования вопросов, входящих в сферу компетенций конкретного руководителя, на вышестоящий уровень и коллегиальным органам.
  4. Непрерывное совершенствование — формирование и поддержание организационной культуры государственного аппарата, стимулирующей сокращение бюрократии, системный реинжиниринг и оптимизацию внутренних процедур и процессов.
  5. Оптимальность регламентации — установление оптимально необходимого уровня регламентации деятельности государственных органов, недопущение введения новых недостаточно обоснованных бюрократических требований, видов отчётности и контроля.

Президент полагает, что выполнение этих мер повысит самостоятельность и персональную ответственность руководителей, что в свою очередь приведёт к эффективности и оперативности принятия решений в госаппарате. Срок реализации программы — от трёх месяцев до конца 2022 года.

«Институт агашек» сойдёт на нет

По мнению депутата Мажилиса (нижней палаты Парламента РК) Андрея Линника, президентский указ о дебюрократизации направлен, прежде всего, на борьбу с коррупцией. «Мы прекрасно знаем, это секрет Полишинеля, что у нас в Казахстане есть коррупция и существует раздутый государственный аппарат, — прокомментировал телеграм-каналу KeyNews депутат. — То есть мы имеем огромное число госслужащих, у которых минимальная по меркам Казахстана заработная плата, но они почему-то все держатся за свою работу. Это так называемый „институт агашек“ (от казахского „аға“ — брат, иными словами „крыша“. — Прим. ред.). С исполнением этого указа, переходом от бумажной волокиты в цифровую плоскость, всё большее число таких чиновников-„агашек“ могут лишиться работы, а соответственно, связей и возможностей».

Депутат подчеркнул, что с использованием цифровых технологий, когда от гражданина будет поступать заявка, и робот будет её обрабатывать, от человеческого фактора в виде коррупционной составляющей уже мало что будет зависеть. «Во-первых, всё будет значительно быстрее, а во-вторых, правительство станет действительно правительством для граждан, а государство — „слышащим“, — продолжил Андрей Линник. — Надеюсь, что у нас сократится численность госаппарата, и у президента будет небольшая, но очень мобильная во всех отношениях команда».

В свою очередь депутат Госдумы Владимир Плякин, выступающий экспертом по дебюрократизации программ Союзного Государства, считает, что принципы, отображённые в указе, помогут Казахстану развиваться.

«Правильно ли это, своевременно?! Думаю, да. Мы шагаем в ногу со временем, и, соответственно, цифровизация и результаты от работы важны. По большому счёту, мы — и Россия, и Казахстан — несколько подзадержались с цифровизацией. Но лучше поздно, чем никогда. У нас ситуация во многом похожая. Мы все — замечательные постсоветские государства, у которых раздут аппарат чиновников, который, возможно, надо сокращать. И коррупция у нас никуда не делась. Цифровизация могла бы в той или иной части решать эти проблемы», — прокомментировал «АиФ» депутат Госдумы.    
   

Владимир Плякин отвечал на вопросы нашего издания, находясь в своём регионе, Ульяновской области. «Сегодня я познакомился с работой Центра управления регионом, там много механизмов взаимодействия с людьми, которые должны уходить в цифровое пространство. Это оперативность и работы, и реагирования властей на те проблемы, которые возникают у населения. „Цифра“ убирает взаимодействие людей с бюрократами и чиновниками, которые порождают возможность каких-то коррумпированных отношений. Это решает проблему с коррупцией на местах», — подытожил парламентарий. 

«Настрой на изменения»

С мнением депутатов солидарен старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Пермского государственного национального исследовательского университета Михаил Мухин.

«Сегодня мы видим крайне важный для любого государства и вообще любой системы управления процесс дебюрократизации. Текст указа небольшой, но в нём заложена основа реформирования госуправления в Казахстане, теперь в стране будут иначе реализовано взаимодействие „государство-государство“, „государство-гражданин“, „государство-бизнес“, „государство-госслужащий“, что несомненно повысит эффективность деятельности госаппарата, а многие в Казахстане иначе ощутят значимость цифровых ресурсов, в первую очередь ГИАС Smart Data Ukimet», — сообщил эксперт телеграм-каналу KeyNews.

Михаил Мухин признался, что «приятно удивлён» включению в текст официального документа президента Казахстана таких формулировок как «цифровая трансформация» и «реинжиниринг бизнес-процессов».

«Использование подобных терминов демонстрирует настрой на изменения, — отметил эксперт Пермского национального исследовательского университета. — Уверен, что коллеги из Казахстана уже заимствуют российский опыт дебюрократизации, так как многие из задач в России уже решены».