Принуждение к сделке. Зачем Россия подкручивает «зерновую инициативу»

В ООН заявили, что Россия официально уведомила о своем решении «ограничить регистрацию судов в рамках зерновой сделки из-за отказа по российскому экспорту аммиака. Как известно, РФ неоднократно требовала возобновить работу аммиакопровода Тольятти-Одесса. 

   
   

В июле 2022 г. Россия и Украина по отдельности заключили с Турцией «зерновую сделку», которую затем неоднократно продлевали при содействии ООН. Это соглашение гарантирует безопасный вывоз украинского зерна по Черному морю и снятие ограничений на доступ российской сельхозпродукции и удобрений на мировой рынок, а также предусматривает поставки агропродукции из портов Одессы, Черноморска и Южного.

Чем «зерновая сделка» так необходима для России, объяснил aif.ru директор Центра комплексных европейских исследований Высшей школы экономики Тимофей Бордачев.

Владимир Кожемякин, aif.ru: — Тимофей Вячеславович, о каком аммиаке идет речь?

Тимофей Бордачев: — Имеются в виду переговоры по поводу прокачки российского аммиака через Одесский порт по имеющемуся трубопроводу. Что для России экономически выгодно. И кроме того, потребует определенных уступок в плане доступа российских компаний к мировым финансовым рынкам — то есть снятия определенных санкций.

И поскольку наши партнеры по переговорам не хотят делать то, что нужно России, мы эту ситуацию немного подкручиваем. Мы же никогда не рубим сплеча, не срываем резьбу, закручивая гайки до последнего. Только слегка ограничиваем. Переговоры и военные действия в этом процессе взаимосвязаны между собой и происходят одновременно.

— Как можно вести такой бизнес с врагом, который хочет тебя уничтожить?

   
   

— За исключением Великой Отечественной войны Россия поступала так всегда. Давайте вспомним нашу историю, например с монголо-татарами и Золотой Ордой. Русские одновременно и воевали, и взаимодействовали с ней определенным образом. Тут же не Гитлер, а украинские мятежники. И ведем не войну, а специальную военную операцию. 

— Но тем не менее киевский режим и Запад намерены уничтожить Россию, о чем некоторые из них говорят открыто. Они собираются сделать это как-то иначе, не так, как гитлеровская Германия? В чем отличие?

— В 1941 году Германия напала на Советский Союз с огромными армиями и реально вела войну на уничтожение советского народа. Сейчас ситуация другая: конфликт переплетен с политикой и экономическими отношениями. Идет борьба не с Гитлером, а с обычными бандитами, хулиганами, гопниками, которым помогает Запад.

— Соглашения по аммиаку и зерну Россия заключает именно с ними?

— Мы заключаем эти соглашения с нашими турецкими и западными партнерами, с которыми у нас, несмотря на все, сохраняется экономическое взаимодействие. Торгово-экономические отношения надо сохранять и в такой ситуации. 

— Какую роль в этих соглашениях играет киевский режим?

— Он присутствует в них тем или иным образом, поскольку транспортировка зерна и аммиака происходит по той территории, которую контролирует Украина. Поэтому ее нынешний режим тоже участвует в переговорах. Когда он перестанет контролировать эти территории, его в данных переговорах не будет. 

— Что на деле означает решение «ограничить регистрацию судов»?

— Это часть переговорного процесса. Мы не обрубаем все, а ограничиваем, чтобы наши партнеры по переговорам задумались.

— То есть принуждаем их к каким-то действиям?

— Да. В конце концов, все происходящее на Украине — это принуждение наших «неуважаемых» партнеров к тому, чтобы они выполнили требования России декабря 2021 года — вернуть военную инфраструктуру НАТО к границам альянса в 1997 году.