Европейский совет устроил спектакль с голосованием по переговорам о вступлении Украины и Молдовы в ЕС. Главный противник включения этих стран в организацию, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, во время голосования вышел из зала. В его отсутствие лидеры постановили начать переговоры, которые могут вестись десятилетиями (Турция подала заявку в 2005 году), но отказали в главном — финансовой помощи киевскому режиму.
«Еврокомиссия продолжает поддерживать иллюзии украинцев»
Глава Евросовета Шарль Мишель после заседания раздавал интервью направо и налево утверждая, что принято «символическое решение навстречу Киеву». «Евросовет начнет переговоры о вступлении Украины и Молдовы. И предоставил Грузии статус кандидата», — торжественно отрапортовал он.
Сомнения в решении зародил депутат Европарламента от Франции Тьерри Мариани. «Эта Еврокомиссия сменится в сентябре. И она продолжает поддерживать иллюзии украинцев. Это безответственно! Напомню: переговоры о вступлении Турции в ЕС идут с 2005 года и, вероятно, никогда не закончатся», — объяснил он.
Источники в дипломатических кругах усилили опасения депутата. Европейское информагентство Euractiv сообщило со ссылкой на участников заседания, что противник вступления Украины в ЕС Виктор Орбан во время голосования по вопросу о переговорах вышел из зала. По одной из версий, он пошел в туалет, по другой — его попросил выйти на несколько минут «за кофе» немецкий канцлер Олаф Шольц. Но в любом случае было разыграно, как будто европейские лидеры за спиной Орбана приняли «судьбоносное решение».
При этом самый важный для Украины вопрос — о финансовой помощи — вновь провалился. Лидеры Евросоюза почему-то не стали просить Орбана выйти, и тот наложил вето на решение об изменении долгосрочного бюджета (до 2027 года) в пользу выделения Киеву 50 млрд евро (33 млрд займов и 17 млрд грантов). Премьер Венгрии в своих соцсетях так подвел итоги заседания: «Результаты ночной смены: вето на дополнительные деньги Украине, вето на пересмотр многолетнего бюджета».
Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте оптимистично выразил уверенность, что этот вопрос решат в январе. Однако на стороне Орбана выступил его коллега из Словакии Роберт Фицо. «Мы обменялись мнениями по поводу конфликта на Украине, и у нас разные взгляды на эту тему. Я открыто заявил, что ни я, ни мое правительство не верим в военное решение конфликта на Украине. Нам действительно не хватает какой-либо мирной инициативы, и неважно, исходит ли она от Евросоюза или НАТО. Честно говоря, мы не можем себе представить, что эта война продлится еще несколько лет, а единственным результатом будут сотни тысяч жертв с обеих сторон», — заявил он.
«Теперь европейские лидеры могут сказать, что это Орбан виноват»
Впрочем, это не значит, что Украина совсем останется без денег. Некоторые европейские страны выразили намерение поддерживать ее в частном порядке. Так, Олаф Шольц заявил, что страна предусмотрела в федеральном бюджете на 2024 год средства на поддержку киевского режима.
«Мы готовы поддерживать Украину столько, сколько нужно. [В бюджете предусмотрели] 8 млрд евро на поставки оружия, финансовую помощь украинскому бюджету и 6 млрд евро на поддержку украинских беженцев в Германии», — сказал немецкий лидер.
Аналогично выделяют деньги Украине и США, где республиканцы заблокировали новый пакет помощи. Официальный представитель Пентагона Патрик Райдер сообщил накануне, что у ведомства осталось чуть больше 4 млрд долларов для помощи Украине и около 1 млрд на восполнение собственных запасов. «У нас есть возможность полностью выделить 4 млрд, но это трудный выбор. Нам приходится выбирать между собственной боеготовностью и поддержкой Украины, в которой она нуждается», — добавил силовик.
Начало переговоров о вступлении Украины в ЕС без временных сроков — максимально странная и размытая формулировка, продолжает эксперт. «Главное препятствие вступления Украины в ЕС — ее огромная территория. Ведь ЕС предполагает, что страна что-то дает, улучшает Союз, и Союз помогает участникам. А конфликт на границе Польши, Венгрии и Словакии показал, что только сельскохозяйственная продукция Украины может перевернуть рынок Европы. А таких сфер много. И размытое решение о переговорах — в интересах ЕС, который может затягивать их сколько угодно, при этом не отказывая напрямую», — резюмировал политолог.