Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что страна готова признать 86,6 тыс. квадратных километров территории Азербайджана, в которые также входит Нагорный Карабах. При этом Пашинян особо отметил: для признания этой территории за Азербайджаном необходимы гарантии того, что политики этнических чисток и геноцида армян там не будет. А вопрос прав и безопасности армян, проживающих в регионе, должен стать предметом обсуждения для Баку и Степанакерта. По словам Пашиняна, Азербайджан также готов подтвердить целостность Армении на площади 29,8 тыс. квадратных километров.
Свое заявление премьер Армении сделал накануне трехсторонней встречи с участием Никола Пашиняна, президента Азербайджана Ильхама Алиева и президента России Владимира Путина, проведение которой планируется 25 мая в Москве.
Чего можно ждать от таких переговоров в сложившейся ситуации? На этот вопрос Тимофей Бордачев ответил в интервью aif.ru.
Владимир Кожемякин, aif.ru: — Тимофей Вячеславович, повлияет ли заявление Пашиняна о Карабахе на судьбу встречи?
Тимофей Бордачев: — Это зависит от того, насколько комплексным будет решение по данному вопросу. Премьер-министр Армении сопроводил свое заявление важной оговоркой, касающейся прав населения Нагорного Карабаха. И всеми заинтересованными сторонами, в том числе и Россией, которая сейчас предоставляет миротворцев в зоне конфликта, и Организацией Объединенных Наций, это рассматривается как часть всего пакета договоренностей.
— Может ли заявление Пашиняна сорвать встречу?
— Не думаю. Возможно, оно приблизит стороны к какому-то компромиссу.
— Пашинян выразил надежду на скорейшее согласование текста мирного договора с Азербайджаном, но признался, что не считает реалистичным подписание этого документа на встрече в Москве. Своим заявлением о Карабахе он приблизил его?
— Я бы не стал этого исключать. Во всяком случае, Россия стремится к тому, чтобы между этими нашими соседями наступил бы окончательный мир.
— Изменились ли теперь интересы сторон на переговорах? Какая конкретика у Алиева, и какая у Пашиняна?
— Конкретика Алиева состоит в восстановлении территориальной целостности Азербайджана, которая тридцать лет назад была фактически утеряна. Со стороны Пашиняна, видимо, речь идет о том, чтобы обеспечить мирные условия для дальнейшего развития Армении и реализации ее экономической программы — в том числе в сфере международной торговли, транспорта. Сейчас в связи с тем, что Европа уходит в самоизоляцию, начинают развиваться другие торговые пути, например Север-Юг. Россия наконец стала уделять этому вопросу серьезное внимание. Китай начал внимательнее относиться к тем направлениям международной торговли, которые затрагивают Южный Кавказ.
— Достигнут ли Алиев и Пашинян на переговорах своих целей?
— Сейчас ситуация такова, что предсказать конкретное развитие переговоров в Москве невозможно.