Эскапада Милоша Земана поддержки у чешской политической верхушки не нашла. «Я не вижу в настоящее время никаких поводов для того, чтобы чешское правительство изменило свою позицию», — заявил премьер Чехии Андрей Бабиш на пресс-конференции после завершения переговоров премьеров стран Вышеградской четверки (Чехия, Словакия, Польша и Венгрия — прим. ред.) и Западных Балкан. К слову, переговоры проходили в Праге и «заместитель премьера» Косова после высказывания Земана отказался от участия в этом саммите, хотя его присутствие ожидалось.
Солидарно с Бабишем высказался и председатель верхней палаты парламента, Сената, Ярослав Кубера: «Господин президент сказал это лишь для того, чтобы понравиться сербам, но ничего серьезного из этого не исходит. Он (Земан) никаких полномочий не имеет, чтобы изменить ситуацию (с признанием Косова)», — сказал глава Сената журналистам.
Чем же руководствовался президент Чехии, давая обещания, идущие вразрез с мнением политического истеблишмента своей страны?
Своим мнением на этот счет с корреспондентом АиФ.ru поделился специалист по новейшей истории стран бывшей Югославии, научный сотрудник Института славяноведения РАН Георгий Энгельгартд:
«Милош Земан известен своей независимой политической позицией, часто идущей вразрез с официальной линией правительства Чехии и/или ЕС и НАТО. Его декларация вполне укладывается в эти настроения внутри Чехии (хотя она и весьма огорчила его сербского коллегу Александра Вучича, который сейчас прилагает все свои силы для продвижения фактического признания независимости Косова, как требуют от него его западные партнеры).
Чехию и Сербию связывают особые традиционные отношения, это прежде всего относится как к консервативным чешским патриотам, так и к коммунистам. Поэтому участие страны в антисербской политике Запада вызывает в этих кругах недовольство. Неслучайно ряд деятелей чешской культуры в последние годы демонстрировали свою поддержку и симпатию сербам, в т. ч. по косовскому вопросу. Но позиция Земана нетипична для Европы, он является своего рода „диссидентом во власти“ и подвергается постоянным нападкам сторонников европейского мейнстрима«, — считает Георгий Энгельгардт.
Сербы, по крайней мере, те, кто представляет патриотическое крыло сербской политики, восприняли заявление Земана с надеждой.
«Заявление президента Чехии всколыхнуло многих политиков, особенно тех, кто несамостоятелен в принятии решений. Практически все руководители европейских стран несамостоятельны, они принимают решения под давлением США и зачастую — против интересов большинства, — сказал корреспонденту АиФ.ru лидер Всесербского движения патриотов Родины и Диаспоры Драган Станоевич. — Земан известен своей объективностью, непредвзятостью, самостоятельностью, и мы это видели и в отношении России, и по проблемам на Украине, поэтому его заявление по Косову — это отражение объективности его принципиальной политики. Другое дело, насколько его голос может быть услышан и сможет ли он внутри страны реализовать эту идею. В любом случае превосходно, что есть хоть один европейский лидер, который не побоялся сказать правду о том, что квази-государство Косово было создано незаконно».
Станоевич напомнил также, что многие страны, признавшие независимость Косова, не признают легитимность вхождения Крыма в состав России, хотя в Крыму по этому поводу проводился референдум. За вхождение в РФ свои голоса отдали почти 97% крымчан, имеющих право голоса. И явка была очень высокой, более 84%. В Косове же ситуация складывалась по-другому. Референдум о независимости от Сербии в 1991 году проигнорировали и сербы, живущие в Косове, и ряд албанских политических партий. Проходил он своеобразно: никаких списков избирателей, никаких избирательных участков, голосовали те, кто хотел, по домам. Международных наблюдателей, само собой, не было. И ОБСЕ, и ЕС указали на нелегитимность этого референдума, а его итоги признала только одна страна: Албания. Добиться независимости тогда сепаратисты не смогли. И только в феврале 2008 года независимость Косова провозгласил парламент, уже без проведения референдума. Тем не менее США и их союзники право косоваров на независимость признали, а право крымчан — нет.
Энгельгардт также обратил внимание на этот факт. «То, что Запад, продвигая концепцию независимости Косова, одновременно принципиально отказывается признать легитимность референдумов в Крыму и в Севастополе, отражает крайнюю политизированность современного международного права», — считает эксперт.
Что до обещания президента Земана, то отмена признания Чехией независимости Косова будет обсуждаться на встрече чешского премьера Бабиша с главами МИД и МВД. Хоть Чехия и парламентская республика, но отмахнуться от мнения президента страны не получится.