«Прости, но, если мы будем общаться, меня посадят», — всё чаще прилетают сообщения от украинцев родным и друзьям в Россию.
Те, кто не разругался в 2014‑м или в 2022-м, пишут по-русски. И тут же стирают историю переписки в мессенджерах. Самые смелые звонят и тоже удаляют исходящие звонки. Отцы и дети, братья и сёстры, однокашники и просто приятели — все они, даже если вообще не говорят о политике, совершают уголовное преступление. С точки зрения властей Украины.
Не пишите, не звоните
Когда год назад бывший премьер-министр Украины Николай Азаров рассказал, что идёт «охота на ведьм», людей арестовывают пачками просто за переписку с родственниками из России, многие не поверили. А потом украинские СМИ стали рассказывать о судах над «коллабарантами».
Например, в Днепропетровской области за пару дней отловили сразу несколько человек. Пенсионера-шахтёра СБУ задержала за то, что он общался с армейским другом из РФ. А пожилую женщину — за то, что продолжила переписываться со своими российскими родственниками. С такими же «родственными» обвинениями арестовали ещё одного мужчину помоложе. Его, кстати, сажать не стали — отправили на передовую.
Истории, когда люди просто обсуждали погоду и болячки с человеком из «страны-агрессора», а потом к ним приходили сотрудники из органов, уже никого не удивляют. Все россияне, сумевшие сохранить нормальные отношения с украинской роднёй, знают, что звонить можно только в мессенджерах, а всю историю общения, особенно переписку, надо сразу удалять. Украинцы давно научились это делать и свято верят, что, если собеседник из РФ тоже «подчистит хвосты», неприятностей можно избежать. Это не так. Регулярные облавы на улицах Харькова, Одессы, Николаева, Днепра (Днепропетровска) и далее везде, с проверкой телефонов, обязательно приносят силовикам несколько задержанных «предателей». Российские номера телефонов, даже если записаны на украинский манер, давно никого не обманывают.
Кстати, преследовать за порочащие связи на Украине начали задолго до СВО. Ещё в 2018 году СБУ резво принялась выполнять поручение Петра Порошенко, велевшего проверить всех госслужащих на наличие родственников в РФ. За такой грех планировали увольнять всех безжалостно. Однако случились президентские выборы, на которых победил «миролюбивый» Зеленский, и кабинеты освобождали уже по другому поводу. А нынче за неправильную родню заполняются камеры СИЗО и тюрем.
Признания достаточно
Поначалу «коллаборанты» с российскими номерами в телефонной книге отделывались условными сроками. А потом их стали объявлять «шпионами» да «корректировщиками» и сажать всерьёз.
Так, недавно в Одесской области осудили мужчину за переписку с отцом-россиянином. Цена вопроса — 5 лет заключения. Судя по фабуле обвинения, всё дело в отправленном папе видео, на котором в кадр попали военные. И подсудимый признал вину. А это уже известная фишка украинского правосудия в последние лет 8. Человеку предъявляют опасную статью — «госизмена», «шпионаж», «сепаратизм» и пр. Тут же предлагают «проситься на обмен». Провести его можно только после приговора суда, и, чтобы не было никаких проблем, необходимо чистосердечное признание. Дальше, как в одесском суде: раз есть признание, то изучать другие доказательства нецелесообразно.
Судьи в Харькове на такие маленькие сроки не размениваются. В сентябре там на 11 лет посадили девушку за то, что «корректировала огонь по городу» и «передавала информацию о передвижении и проживании военных». Девушка сама родом из Антрацита Луганской области. В Харьков приехала учиться в юракадемию ещё в 2010 году да так и осела. А общалась она с родным дядей, который в своё время заменил ей отца. Он так и живёт в ЛНР. И — о ужас! — в 2020-м получил российское гражданство. Кандидат экономических наук оказался повинен в том, что работает в луганском вузе, а значит, точно шпион. Родственники переписывались исключительно на бытовые темы. Девушка на суде вину не признала. Более того, прошла полиграф, который подтвердил, что она не врёт. Эксперт, который регулярно проводит такие процедуры для СБУ, утверждала, что никаких сомнений в словах обвиняемой быть не может. Но суд не принял это во внимание и назначил 11 лет тюрьмы. Потому что на видео с обыска в её квартире в кадре мелькнул магнит на холодильнике «Крым — это Россия». Прокурор ещё размахивал некой флешкой с компрометирующей перепиской, но даже самые неистовые местные националисты усомнились в её подлинности.
А ты не лайкай
Особенно много таких «родственных» дел на востоке страны. Жители же центральной и западной Украины чаще оказываются на скамье подсудимых за то, что нечто «крамольное» лайкнули в соцсетях.
В Винницкой области даму приговорили к 1,5 годам из-за «Одноклассников». В суде решили, что она несколько раз нарушила закон. Во-первых, посмела заходить через VPN и читать запрещённую соцсеть. Во-вторых, ставила «класс» под сообщениями, прославляющими Россию и её армию. И так как алгоритм соцсети тут же показывает понравившийся пост всей ленте друзей и подписчиков, то это уже распространение и реальный срок.
Ровно за такое же «преступление» пенсионерка в Ивано-Франковской области получила 3 года. Видимо, сидеть в два раза дольше ей придётся за то, что родилась в Якутии (факт проживания на Украине с 1967 года не стал смягчающим обстоятельством).
«Преступников» весьма активно отлавливают в соцсетях. Снял в окно, как у твоего дома стреляют из РСЗО украинские военные и запостил в блог — получи 5 лет как «корректировщик». Это самая удобная статья для украинских силовиков. В СБУ официально подтверждают, что за 1,5 года они разнообразных «корректировщиков» наловили более 200 человек. И это только дела, которые уже ушли в суд. Максимальный срок по такому обвинению — 12 лет заключения.
Искупить кровью
Мы умышленно не называем персональные данные осуждённых, чтобы ещё больше им не навредить. Кто знает, на какие ещё причуды способно украинское правосудие?!
Работы у этого правосудия сегодня невпроворот. Националисты умудряются доносить не только на тех, кто говорит на русском языке или, не дай бог, имеет «неправильных» родственников. Они прессуют даже своих идейных побратимов.
Вот показательный сюжет. Алексей Ситник 1,5 года воюет против России в 103-й бригаде львовской теробороны. Отличившихся бойцов бригады иногда отправляют отдохнуть на переподготовку в Польшу или Германию. Кому-то удаётся вырваться к родным во Львов. Ситнику никакая ротация с передовой не светит. Как утверждает его супруга Ульяна, командир с позывным «Берег» так и сказал: «Должен кровью искупить». Что искупить? То, что посмел в соцсетях писать посты на русском языке да ещё умудрился в 2018 году поехать на заработки в Москву! Теперь обязан «убить много кацапов и сам сдохнуть», чтобы заслужить прощение.