Позывной «Звездочка». Макеевчанка Аня в ополчении — с 14 лет

Анна Лисовенко - "Звездочка" из Макеевки. © / Евгения Мартынова / АиФ

Макеевчанка Анна Лисовенко с позывным Звездочка к донбасскому ополчению примкнула в 2014 году. Ей было всего 14 лет.

   
   

«Я тогда заканчивала девятый класс и сначала даже предположить не могла, насколько все будет серьезно, — вспоминает она. — Однажды сидела дома и делала уроки, и увидела, как деревья колышутся от вертолетов, идущих над самым домом… Играли с братиком в баскетбол на площадке — и видели, как летят „грады“. А 1 сентября в школу мы уже не пошли...»

Сейчас Звездочка служит под Донецком на авдеевском направлении в бригаде «Ветераны» вместе со своими «братишками», как она называет боевых товарищей. Аня встала в строй в первые дни спецоперации. Она не расстается с трофейным пистолетом — подарком друга; коллекционирует ножи; занимается единоборствами; ездит по школам с «уроками мужества» и мечтает о мирной жизни, к которой, как оказалось, очень сложно привыкнуть.

Фото: личный архив

У дома девочки весной 2014 года оказалась база ополченцев, и Аня, загоревшись мыслью помогать военным, тайком от мамы сбегала туда после школы. Просилась на службу, но каждый день получала на КПП от ворот поворот.

«Военные смотрели, что перед ними стоит ребенок, и отвечали: „Девочка, ты иди уроки делай, а о том, чтобы был мир, мы позаботимся!“ Так продолжалось, пока один из командиров меня не заметил и не сказал, чтоб меня пропустили, — рассказывает Анна. — Мы попили с ним чай в кабинете, и я сказала, что хочу хоть чем-то помогать. И с тех пор я каждый день приходила, патроны собирала и подносила, порядок наводила, чай-кофе иногда делала. Много было неместных добровольцев, чьи вещи я забирала постирать домой, а утром приносила перед школой. Были моменты, когда в школе что-то не получалось, меня ругали — и я приходила и рассказывала старшим товарищам. Они мне сочувствовали, но и всегда говорили о том, что я должна прежде всего учиться».

Уже через год общительная Аня завела знакомства с командирами разных подразделений, а сама примкнула к студенческому волонтерскому центру в Донецке. Туда ее тоже не горели желанием брать из-за возраста, но настойчивость дала свои плоды, и вскоре школьница начала развозить гуманитарку в прифронтовые районы и города, участвовать в работе стройотрядов и организовывать праздники для детей. Со своими стихами выступала перед бойцами, которые видели в ней такого же ребенка, как те, что ждали их дома… Ее, любя, называли «звездой» за активность и «дочкой» полка. Так Аня стала Звездочкой.

   
   
Фото: личный архив

На девочку украинцы тут же открыли охоту и внесли ее данные на «Миротворец», объявив позже пособником «боевиков» и «террористкой» и пообещав награду за ее голову. Все началось с травли и запугивания.

«Каждый день в одно и то же время мне приходили сообщения с фейковых страниц с угрозами, что меня убьют, отрежут голову, а дом сожгут и расправятся с родными, — говорит Звездочка. — Писали, что им известно, где я учусь, что поздно возвращаюсь с тренировок, и меня подстерегут по дороге. Каково ребенку это читать, особенно девочке? Я об этом никому не рассказывала. Зачем маме это знать? Она же меня потом из дома не выпустит! Но сама опасалась, и действительно, возвращаясь с занятий, привыкла оглядываться...»

Аня всю жизнь в спорте, ее конек — единоборства, которые принесли ей множество побед на соревнованиях. У девушки — черный пояс по тхэквондо. Сейчас занятия пришлось отложить из-за службы.

Два года относительного затишья в Донбассе Звездочка прожила в Москве, пытаясь адаптироваться к мирной жизни. Нашла работу, занималась спортом, ездила по школам с «уроками мужества». Но когда год назад поняла, как разворачиваются события дома, то сразу же собрала рюкзак — и 26 февраля уже вернулась в Донецк, где заступила на службу в «Пятнашку».

Фото: личный архив

«Меня спрашивают, зачем я сюда приехала? — удивляется Аня. — А как я могу оставить своих ребят, родных для меня людей, свою вторую семью? Мы помогаем друг другу, они тоже переживают за меня и говорят, что я их звездочка, которая освещает путь. Они меня оберегают и не пускают туда, где идут ожесточенные бои. Очень много моих братишек ушло. Даже если говорить о периоде с начала марта, то погибли порядка ста ребят, с которыми я общалась. Постоянно их вспоминать тяжело. Большинство дней в моей памяти отмечены тем, что в эти даты кто-то погиб. Потом ушедшие мне снятся. Потому что со многими мы должны были встретиться — и не успели. Не успели поговорить, осуществить планы. Это тяжелая тема, и я редко на нее говорю. Пусть это не родные мне по крови ребята, но они родные по духу».

В июле Звездочка и двое ее товарищей получили контузию под Верхнеторецким. Анна констатирует, что под обстрелы попадают периодически: «Пару раз машину посекло осколками, но это мелочи».

С тем, что Звездочка постоянно подвергает себя опасности, уже даже смирилась ее мама, от которой все поездки на линии разграничения сначала приходилось тщательно скрывать.

Аня собирает коллекцию ножей и с гордостью говорит, что хорошо научилась обращаться с оружием. В ее арсенале — АКС, АК-112 и пистолеты. Один из них, трофейный «Форт-12» (украинский «клон» чешского пистолета CZ), всегда со Звездочкой, это талисман и подарок от друга, который уже погиб… 

Вопрос о том, чем Звездочка занялась бы в случае наступления мира, заставляет ее на миг задуматься.

«Нестандартная для меня ситуация — жить в мире, — смеется Аня. — Даже когда я жила в Москве, то мне было нелегко адаптироваться. Я даже постоянно ходила в камуфляже. Тогда мои старшие друзья отвели меня в магазин, одели-обули в гражданскую одежду и пригрозили, что будут ругать, если увидят в форме».

Но есть в Звездочке то, что все-таки роднит ее со сверстницами. В ее «мирных» планах на первом месте — дружная семья и дети.