Последний танец Фиделя. Что ждёт Кубу после смерти команданте?

Георгий Зотов / АиФ

Внешне всё выглядит спокойно. У зданий региональных комитетов партии народ возлагает цветы к обелискам Че Гевары, улицы полны детей в пионер­ских галстуках, а возле руин электростанции в Сьенфуэгосе (её так и не достроили после ухода советских специалистов) висит огромный лозунг «Революция!». Никаких демонстраций, драк с полицией и облаков слезоточивого газа: за 57 лет власть коммунистов в тропиках даже не пошатнулась. Однако в очередях, где население отоваривает карточки на продукты, обсуждают отнюдь не успехи социалистического труда. «Я устала от такой жизни, - злится домохозяйка Алина Лемирес. - Даже в супермаркете, где еда продаётся за валюту, лежат только два сорта колбасы и мороженая курица - по 2 долл. за кило. Моя зарплата 15 долл. в месяц. Мы так любили Фиделито, а теперь все ждём, когда он умрёт и воцарится капитализм». 

   
   

13 августа бывшему лидеру Кубы Фиделю Кастро исполнится 90 лет. Никто не живёт вечно, и обозреватель «АиФ» решил выяснить, что может случиться с Островом свободы, когда команданте не станет.

Пережить черепаху

- Престарелый Фидель и его младший брат Рауль Кастро (ему сейчас 85 лет. - Авт.), в 2011 г. занявший пост первого секретаря ЦК компартии, сейчас крайне непопулярны в республике, - утверждает владелец мини-гостиницы в Гаване Гильермо Домингос (имя изменено. - Авт.). - Во-первых, потому, что оба находятся у власти с конца 50-х. Нами управляют уже не юные революционеры, а глубокие старики. Во-вторых, экономические послабления начались слишком поздно: люди живут в бедности и ситуация не меняется. Многие кубинцы уверены: не успеют Фиделя отнести на кладбище, как социализм рухнет.

Сам Кастро относится к слухам о скорой смерти с юмором. «Мне подарили галапагосскую черепаху, - пошутил он недавно. - Живут 400 лет… Жаль, не успеешь привыкнуть к животному, как оно умирает. Я ещё станцую на своём юбилее». В то же время, скажу честно, я не встретил на Кубе людей, довольных режимом. Даже местные пенсионеры, раз в год бесплатно отдыхающие за госсчёт на курорте Варадеро и без копейки лечившиеся у лучших в Южной Америке врачей, кроют команданте на чём свет стоит. Нет, они не ждут капитализма - напротив, расстроены, что… социализма стало меньше. В 2008 г. гражданам Кубы позволили покупать микроволновки, телевизоры и холодильники: раньше их число строго ограничивалось, чтобы уменьшить потребление драгоценного электричества. С 2011 г. разрешено заниматься частным бизнесом - всюду открываются кафе для туристов; также кубинцы могут приобретать автомобили. «Какая мне разница? - огрызается госслужащий Мигель из Гаваны. - Моя зарплата не изменилась, я получаю 20 долл. И что, идти в ресторан, где обед стоит месячное жалованье, или купить машину за 10 тысяч баксов? Это не реформы, а чёрт знает что такое».

«Разгорится война»

- Прежде кубинцы завидовали бывшим соотечественникам и эмигрантам, приезжавшим из США сорить деньгами, - считает Морис Перес-Маркос, экс-глава районного Комитета защиты революции в Сьенфуэгосе. - Теперь их попросту ненавидят. Усилилась неприязнь к «новым кубинцам» - бизнесменам в костюмах и на иномарках. Я не считаю, что власть рухнет так уж легко. Да, Фиделя не любят. Но Ком­партия учла печальный опыт СССР и надеется удержать страну после смерти братьев Кастро - Полит­бюро уже назначило преемника, 56-летнего Мигеля Диас-Канеля. Хотя, конечно, точные последствия ухода Кастро предсказать невозможно. Давайте даже представим - на Кубу вернулся капитализм. Скоро люди осознают, что это такое. Огромные платежи за медицину, образование, продукты, безработица, преступность. Ведь вы спокойно ходите ночью по Гаване? Больше не будете, у нас появятся уличные банды, как в Мексике и на Гаити. И это ещё не самое безобидное. Миллион кубинцев служит в полиции, в случае уличных волнений они могут повернуть оружие друг против друга. Республика окажется в центре кровавой гражданской войны… Не пришлось бы тогда России посылать сюда свою авиацию, как в Сирию».

Ни рыба ни мясо

Ночью в моей комнате (в частной квартире города С­ьенфуэгос) выключается электричество. Прекращает работать кондиционер. При липкой тропической жаре (+35°) быст­ро становится нечем дышать. За неделю это в десятый раз, я привык. Выхожу на улицу, всё равно ведь не уснуть. Снаружи собрались возмущённые жители, посылая проклятия правительству. Рядом стоит полицейский и делает вид, что не слышит призывов к «контрреволюционной деятельности». Моментально вспоминаются старые обиды. «Дьявол с ним, с электричеством, - горячится Мария, хозяйка моей квартиры, колоритная мулатка килограмм под 150, показывая на автобусную станцию напротив. - Вот тут за валюту продадут билет на комфортабельный автобус. А нет долларов - поезжай на «скотовозке» - грузовике с прибитыми скамейками. Зачем нужен такой капитализм? Чтобы я ощущала себя никем?» Стоя во мраке, понимаешь: реформы на Кубе запоздали. Следовало либо оставлять в силе брежневский социализм, либо идти китай­ским путём. Вариант «ни рыба ни мясо» всех только бесит.

Тропические коммунисты сделали выводы из крушения СССР и «бархатных революций» в Европе. Бардака на Кубе нет - всё управляется железной рукой, пусть и изрядно одряхлевшей. В мечтах 85-летнего Рауля Кастро построить за 2-3 года систему, как в Китае: люди должны увлечься потреблением и забыть про политику. Вопрос: успеет ли он - реформы на Кубе движутся черепашьими шагами, число недовольных ими растёт. А значит, лет через 10 нель­зя исключать криков властей о помощи в борьбе с захватившими страну боевиками. Поэтому России нужно присматриваться к ситуации на Кубе, чтобы события там не застали нас врасплох.  

   
   

«Мы хотим покупать «жигули» и танки. Взамен отдаём пляжи и отели, но русские не идут». Есть ли России смысл возвращаться на Кубу? Читайте в следующем номере «АиФ».