Итак, начиная с 29 января украинские вооружённые силы ведут интенсивный обстрел Донецка и его пригородов (особенно достаётся Макеевке), также они пытались вяло атаковать силы ДНР под Авдеевкой, стоящей на самой линии разграничения. Украинцы понесли потери, и, как утверждают республики, они гораздо больше, чем об этом заявляют в ВСУ: до 1 февраля значилось несколько подбитых бронемашин и 150 убитых военнослужащих. Так что же происходит на Донбассе и кто виноват в новом обострении конфликта?
Я склонен верить ополченцам. Они утверждают, что обстрелы начала украинская сторона, а в Авдеевке началось передвижение техники. На «последнее решительное наступление» это не было похоже: силы наступавших были слишком малы для реального прорыва. Происходящее больше напоминало провокацию. Порошенко «срочно» возвратился из Германии, где он встречался с Меркель, а МИД Украины возложил ответственность за происходящее на Москву. Тем самым Киев пытается выяснить, до чего же всё-таки договорились Путин и Трамп в ходе недавних телефонных переговоров.
Расклад на Донбассе усложняется тем, что вооружённые силы республик, осознавая, что происходит прощупывание сил с дальнейшей информационной кампанией с призывом дать отпор «российской агрессии», готовы поддаться на провокацию. Людей можно понять: они накопили силы и оружие и чувствуют в себе уверенность в том, что смогут прогнать украинские войска как можно дальше от линии соприкосновения. Затяжная война в окопах им надоела. Но есть Минские соглашения, о которых украинская сторона вспомнила лишь единожды за три года: когда на днях президенту нужно было на весь мир заявить, что вот, мол, не мы нарушаем режим прекращения огня, а российские войска. Стоит ли России в данной ситуации повести себя по-капитулянтски, прекратив всякую помощь Донбассу и начав оправдываться перед всякой Эстонией и Литвой, что мы, мол, не хотели? Нет, это лишь очередной повод сделать дипломатический нажим на Украину более жёстким.
Мне неизвестны детали переговоров Путина и Трампа, но одно ясно: Трамп недоволен Порошенко и вряд ли станет скрывать своё отношение к нему. Причина, конечно, в скандале вокруг фигуры Пола Манафорта и ориентации Киева на Демократическую партию, с недавних пор вставляющей палки в колёса броневику по имени Трамп. Американский президент занят вопросами ограничения иммиграции и борьбы с радикальным исламизмом, и украинский вопрос вызывает у него только раздражение.
У Украины больше нет покровителей. Отсюда и это кривляние перед Меркель, у которой Порошенко пытается вызвать сочувствие и получить поддержку. Но от неё она вряд ли последует. На европейцев надежды больше нет. На днях немецкая Suddeutsche Zeitung заявила со ссылкой на источник в правительстве, что Берлин крайне недоволен действиями украинского руководства. Специальная мониторинговая миссия на Донбассе в своём докладе по поводу обострения боевых действий отметила увеличение числа военных и техники по обе стороны фронта, но виновных в обстрелах мирных пунктов так и не назвала. «Установить, откуда были произведены выстрелы, невозможно» — вот так выглядят выводы, сделанные ОБСЕ. Вероятно, позиция организации проходит согласование в многочисленных инстанциях, и нейтральные заявления, которые, кстати, последовали также от Совбеза ООН и Госдепа США — лишнее свидетельство того, что Украину Запад поддерживать больше не намерен.
России же нужно не выражать обеспокоенность происходящим, а поставить вопрос в ООН и отдельно перед американцами: «Согласно каким таким договорённостям украинская армия, используя все виды артиллерии, в нарушение всего и вся бомбит города?» Потому что, простите, когда такое происходит, страна обычно вводит войска на территорию соседа, а не озирается по сторонам. Тем более что конъюнктура складывается крайне удачная, и единственное, согласие кого здесь требуется — так это Трампа. Потому что без США безынициативные европейцы ни на что не способны, а иных потенциальных заступников у Порошенко нет.
Украинская сторона сама поставила себя в такие условия. Возможность начать выполнение мирных договорённостей у Киева была ещё два с половиной года назад, но Порошенко предпочёл упереться рогами в дуб, как баран. Ему казалось, что вслед за Обамой президентом США станет Клинтон, и он сделал серию ошибок, приведших Украину к изоляции. Перед Россией открывается если не окно, то форточка возможностей, и туда надо запускать как минимум дипломатию. Когда украинские власти осознают ситуацию, начнётся стенание и плач вперемежку с просьбами о мире. Потому что таковы люди, подобные Порошенко: это вам не Бандеры и не Коновальцы, им важно сохранить своё положение. Пусть хоть «Азов» с «Айдаром» танками окружают и принуждают к миру, иных условий мы не примем. Безопасность людей, проживающих в Донбассе и надеющихся на Россию, важнее всего.
Именно в эти дни складываются наиболее удачные обстоятельства для реванша России на Украине. Глупо было бы не воспользоваться ими.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции