«Полтавский Рэмбо». Как Украина создала рай для неадекватов

События, второй день происходящие в Полтаве и ее окрестностях, напоминают низкобюджетный ремейк фильма «Рэмбо. Первая кровь». Как и в американском оригинале, ветеран войны, преследуемый полицейскими, ушел от погони и скрылся в лесах, а после на него была начата настоящая охота.

   
   

Профаны и граната

Правда, украинская история — это не драма и не боевик, а скорее трагикомедия. Все ее герои не отличаются выдающимися умственными способностями и высокими профессиональными навыками.

Задержание угонщика автомобилей не должно было вызвать проблем у полтавских оперативников. Подозреваемый, по их мнению, не представлял большой опасности.

Ранее судимый 32-летний житель Полтавы Роман Скрипник, однако, сумел удивить полицейских. Прежде чем оперативники успели скрутить угонщика, тот достал из широких штанин гранату РГД-5 и стал ею угрожать. Затем он схватил за руку одного из полицейских, объявив его заложником.

Полицейские, провалив операцию и показав полную профессиональную непригодность, поспешили за помощью. На место прибыл лично начальник уголовного розыска Полтавской области полковник Виталий Шиян, убедивший Скрипника обменять подчиненного на себя. Это было вполне справедливым решением: если не смог как следует подготовить кадры, то неси за это полную ответственность.

Скрипник, получив в свое распоряжение, помимо полковника, автомобиль, выехал с заложником за пределы города, отправившись в путешествие по сельским дорогам.

«Не хочу в тюрьму»

Коллеги Шияна в это время пытались добиться от «Полтавского Рэмбо» ответа на вопрос о том, чего же он все-таки хочет. «Не хочу в тюрьму», — отвечал преступник. Такого обещания Скрипнику дать никто не мог. Наконец спустя несколько часов полтавчанин бросил машину и скрылся в лесу. Полковник Шиян не пострадал.

   
   

В этот момент источники в украинских силовых структурах сообщили: операция закончена, преступник обезврежен. Судя по всему, полицейские рассчитывали, что поймать Скрипника в лесу не составит труда.

В реальности получилось иначе: ни вечером, ни ночью, ни утром 24 июля найти беглеца не удалось. В поисках были задействованы полицейские, бойцы Национальной гвардии, кинологи, дроны, однако все тщетно.

Тем временем прокуратура Полтавской области расследует действия Скрипника по трем статьям: «Посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов», «Захват работника правоохранительных органов в качестве заложника», «Незаконное обращение с оружием, хранение боеприпасов без предусмотренного законом разрешения». Шансов не получить длительный срок у «Полтавского Рэмбо» при этом практически нет.

Вообще-то, Роман Скрипник уже давно должен был оказаться за решеткой. Однако ему явно помогал статус так называемого «ветерана АТО».

Судимость, армия, судимость

Первую судимость он получил в 2007 году, в неполные 19 лет. Тогда за мелкое хищение он был оштрафован. Годом позже его судили за кражу и приговорили к ограничению свободы сроком на два года. В 2014 году Скрипника осудили за хранение наркотиков, приговорив к трем годам условно. Но тут как нельзя кстати для него киевский режим развернул военную операцию в Донбассе.

В 2015 году Роман Скрипник был призван в армию. По имеющимся сведениям, службу он проходил в качестве водителя в 25-й воздушно-десантной бригаде ВСУ. Это подразделение активно участвовало в боях под Донецком, неся серьезные потери. Скрипник находился в зоне боевых действий, но о его участии непосредственно в боях информации нет.

На страницах полтавчанина в соцсетях много его фотографий с оружием и военной форме. В 2016 году он был уволен в запас. 

В марте 2017 года его принудительно отправили в Полтавскую областную психбольницу с диагнозом «острое полиморфное психотическое расстройство с симптомами шизофрении, суицидальные намерения, агрессия к окружающим».

В 2019 году Скрипник снова получил условный срок за кражу. В этом случае история получилась весьма колоритной. Согласно реестру судебных решений, в поселке Машки он обокрал помещение местного отдела образования, а также вынес имущество нескольких частных компаний. В числе похищенного были 40 ящиков гвоздей, 150 литров дизельного топлива, бензокосилка, 30 болгарочных кругов для резки металла, 50 метров жильного кабеля, 4 рулона липкой ленты, 40 фарфоровых чашек, две металлические монтировки и т. д.

Новый срок «Полтавского Рэмбо» не образумил. В июне 2020 года его лишили прав за вождение в состоянии наркотического опьянения.

Они сражались за...

Обращают на себя внимание две вещи. Первая — в 2015 году Скрипника с непогашенной судимостью призвали в ВСУ. Причина этого проста: нормальных кандидатов катастрофически не хватало. В 2014-2015 годах киевский режим формировал подразделения для войны в Донбассе из самого настоящего отребья: нацистов, уголовников, психически нездоровых людей. Классическим примером служит батальон «Торнадо», состоявший не просто из уголовников, а из сексуальных извращенцев, отметившихся в зоне конфликта изнасилованиями не только мужчин, но и женщин.

Когда летом 2015 года украинские власти все-таки арестовали командира этого подразделения Руслана Онищенко, а также ряд его подчиненных, они вдруг «вспомнили», что командир «Торнадо», которому они присвоили офицерское звание, был ранее судим пять раз.

Онищенко в итоге вновь осудили на 11 лет, но большинство вчерашних уголовников, получив статус «ветеранов АТО», используют его в гражданской жизни как охранную грамоту.

Это как раз вторая проблема, характерная для истории Скрипника. Участники карательного похода в Донбасс либо вообще избегают ответственности за уголовные преступления, совершенные впоследствии, либо получают значительное смягчение наказания. Самый яркий пример — Андрей Медведько и Денис Полищук, обвиняемые в убийстве писателя Олеся Бузины. Праворадикалы, участвовавшие в войне в Донбассе, не только не осуждены, но и ведут в Киеве активную общественную жизнь.

Идеальные условия для преступных элементов

«Ветераны АТО» рангом пониже с помощью своего «героического прошлого» получают в судах снисхождение, когда оказываются замешаны в мелких уголовных преступлениях. Именно это происходило со Скрипником. Возможно, и угон автомобиля ему тоже сошел с рук. Но он схватился за гранату...

Неконтролируемый оборот огнестрельного оружия стал настоящим бичом для Украины. Гранаты, патроны, взрывчатка, автоматы, пистолеты вывозятся из зоны конфликта в огромных количествах. Порой в квартирах бывших бойцов ВСУ находят настоящие арсеналы. 

Доступность оружия дает возможность лицам с неустойчивой или серьезно нарушенной психикой совершать действия, ставящие под угрозу жизнь окружающих.

Привлечение в ряды ВСУ уголовников и психически больных людей, снисхождение к «ветеранам АТО», совершающим уголовные преступления, доступность огнестрельного оружия и взрывчатки, катастрофический непрофессионализм сотрудников МВД — вот «компот», породивший трагикомическую историю «Полтавского Рэмбо». Ситуация в Незалежной сегодня такова, что подобные «Рэмбо» могут появляться в любой момент в любом населенном пункте страны.