Польша роет яму. В Германии захотят вернуть свои земли?

Польско-германские отношения в последние недели напоминают коммунальную ссору, в которой каждая из сторон все сильнее размахивает руками, но при этом никто не горит желанием переходить к настоящему рукоприкладству.

   
   

«Ревизионистские изменения границ»

Глава польского Бюро национальной безопасности Павел Солох в эфире «Польского радио» потребовал объяснений от канцлера Германии Олафа Шольца. По мнению Солоха, в последнем выступлении главы немецкого правительства прозвучали намеки на возможный пересмотр государственной границы между двумя странами.

Высказывание, взволновавшее Солоха, было сделано в Потсдаме во время вручения премии M100 Media Award, в присутствии экс-премьера Польши Дональда Туска.

«Глядя на Дональда Туска, я хотел бы сказать, насколько важны соглашения, заключеннные Вилли Брандтом, о том, что граница между Германией и Польшей установлена навсегда после сотен лет истории... И мне не хотелось бы, чтобы некоторые люди рылись в книгах по истории, чтобы ввести ревизионистские изменения границ», — цитирует канцлера Германии портал Niezalezna.pl.

Глава Бюро национальной безопасности Польши в ответ на это заявил: «Со стороны непосредственно канцлера должны прозвучать глубоко поясняющие слова. Если нет, то мы имеем право интерпретировать это как сигнал, может, не угрозы, но демонстрации, что “это мы, это я, это правительство являемся гарантией того, что этот вопрос не будет подниматься”».

Кто и что должен?

Между тем слова Шольца стали лишь реакцией на официальные действия Варшавы. На минувшей неделе Сейм Польши по инициативе правящей партии «Право и справедливость» принял резолюцию, требующую от Германии репараций за ущерб, нанесенный в период Второй мировой войны. Варшава хочет получить от Берлина 1,3 триллиона долларов.

Поляки настаивают на том, что Германия должна вступить по этому вопросу в переговоры немедленно, и без выплат невозможно полное урегулирование исторических проблем.

   
   

В Германии в ответ раздались резонные вопросы: не собирается ли Польша начать процесс возвращения земель, полученных ею после окончания войны?

Как известно, послевоенные соглашения утвердили переход Западной Украины и Западной Белоруссии, земли которых Польша контролировала с 1918 по 1939 год, к СССР. При этом данный шаг де-факто был возвращением к «линии Керзона», в свое время утвержденной представителями Антанты. За эту потерю Польша была щедро вознаграждена землями разгромленного Третьего Рейха.

«Возвращенные земли»

Согласно решениям Потсдамской конференции, за которой последовал Советско-польский договор 1945 года, к независимой Польше были присоединены восточные области Германии, расположенные восточнее линии Одер/Нейсе: часть Западной Пруссии, часть Силезии, Восточная Померания и Восточный Бранденбург, бывший Вольный город Данциг, а также округ Щецина к западу от реки.

В Польше для определения этих территорий существует термин «Возвращенные земли». Под ним подразумевается то, что эти территории уже находились под властью польских королей на рубеже X-XI веков.

В состав Польши по итогам Второй мировой войны влилось примерно 25 процентов территории Германии в границах 1937 года.

Полученные Польшей «Возвращенные земли» — это территории с отличными дорогами и прочей развитой инфраструктурой, крупными промышленными предприятиями и т. д., являвшие яркий контраст в сравнении с малоразвитыми в экономическом отношении землями Западной Украины.

Сразу после передачи территории начался процесс выселения немцев. Зачастую поляки, прибывавшие для освоения земель, получали дома прежних хозяев со всем имуществом.

Варшавский договор

Если споров между Польшей и ГДР, входившими в социалистический блок, по этому вопросу не было, то в ФРГ на протяжении четверти века отказывались официально признавать новую границу.

Но в 1970 году канцлер ФРГ Вилли Брандт и премьер-министр Польши Юзеф Циранкевич подписали в Варшаве договор о признании существующей границы и об отказе от применения насилия. Варшавский договор в 1972 году был ратифицирован бундестагом.

Согласно соглашениям, заключенным в Потсдаме, Польша должна была получить 15 процентов от репараций, которые Германия выплачивала СССР. Но фактически репарации были возложены на ГДР, ставшей для Москвы и Варшавы страной-союзником. В 1954 году Польша заявила о своем отказе от дальнейшего получения репараций, за исключением репараций за нацистское притеснение и зверства.

Хозяева своему слову

После заключения Варшавского договора ФРГ начала проводить выплаты отдельным категориям лиц, понесшим ущерб в годы оккупации. В 1992 году был основан Фонд польско-германского примирения, через который польским жертвам нацизма было выплачено около 8 миллиардов долларов.

После объединения Германии Берлин и Варшава подписали новый договор, который окончательно урегулировал как пограничные, так и финансовые вопросы.

В 2004 году, вступая в Евросоюз, правительство Польши официально подтвердило, что более никаких выплат от Германии требовать не будет.

Но начиная с 2017 года Варшава развернула новую кампанию, добиваясь репараций от Берлина.

Это особенно пикантно выглядит с учетом того, что в последние десятилетия Германия была основным экономическим инвестором Польши, что обеспечило стране высокий уровень развития.

Но нынешние амбиции польских политиков простираются гораздо дальше. Польша намерена оспаривать немецкое лидерство в Европе, и этим планам не мешает даже совместное участие в украинском кризисе на стороне Киева.

Берлин всячески показывает, что не воспринимает польские претензии всерьез. Но польская настойчивость постепенно начинает выводить немцев из себя. И кто знает, куда в итоге заведет эта дорожка?