Командиром сбитого в небе над Украиной вертолета Ми-24 был матерый майор Вооруженных сил Украины (ВСУ) Евгений Галицкий, сообщают некрологи в украинском сегменте одной из соцсетей. Также был подтвержден факт гибели экипажа во время боевого задания.
Полный кавалер
Галицкий и еще двое пока не раскрытых боевиков ВСУ вечером 9 февраля были подняты в небо для работы в качестве воздушной ПВО. Задача борта противника крылась в срыве удара наших «Гераней» по военным объектам киевской армии.
Вот только вылет пошел не по плану — Ми-24 под управлением Галицкого встретился не с ударной версией «Герани», а с ее модификацией, предназначенной для перехвата авиации врага. У такой поверх корпуса установлена одна старая ракета «воздух — воздух» Р-60. Именно ей и был сбит борт врага. В результате вся троица вражеских вояк погибла.
О Галицком известно немного. Однако можно понять, что воякой он был идейным. Свой первый боевой вылет он совершил еще в 2015 году, когда с вертолетов бил по мирным городам и селам Донбасса, а потом, видимо, за верность президентам и нацистским властям собрал полную коллекцию из орденов им. Богдана Хмельницкого, став полным кавалером.
Была в его жизни и еще одна интересная история. В 2021 году во время парада ко Дню независимости Галицкий участвовал в одном парадном строю с Ан-225 «Мрия».
И даже с началом СВО, как видно, вояка не решился уходить на покой. Его последним местом службы стала 11-я отдельная бригада армейской авиации «Херсон».
Не первый сбитый
Причем версия с Р-60 — не единственная, которая есть у армии. Еще один вариант — с установленным поверх машины переносным зенитно-ракетным комплексом. Вероятно, что эта версия также снаряжена оптической камерой, чтобы оператор дрона мог принять решение о пуске ракеты. Однако эта версия пока себя не проявила, но, возможно, ее звездный час настанет в будущем.
В целом же противнику теперь приходится осторожнее атаковать наши дроны, потому что дальность пуска ракет ПЗРК составляет не более 5 км, а у ракет Р-60 она доходит до 10 км. В итоге получается так, что размещенная по курсу (или против него) установка заставляет действовать противника осмотрительнее и повышает выживаемость дронов.
Что до цены вопроса, то даже если подтвердится факт поражения за счет «Гераней» в версии ПВО как минимум двух бортов, то это уже колоссальный успех. Цена всех запущенных дронов в таком варианте исполнения несопоставима с потерей и так малочисленной авиации врага.
Теряют борта и без ПВО
Впрочем, перехват «Гераней» в ВСУ — больная тема. Противник за время СВО потерял достаточно много самолетов и вертолетов в процессе борьбы с нашими дронами. Причем зачастую это происходило из-за ошибок пилотов, которые просто врезались в дрон и теряли машину, а порой и жизнь.
Среди таких — Александр Шемет. Этот вояка совершил свой последний боевой вылет 17 декабря. В тот день его Ми-24 был перехвачен нашей «Геранью». Правда, в сеть так и не утекли детали, как это произошло — из-за удара Р-60 или столкновения с дроном — однако уже ясно, что борт выкосил беспилотник.
«Эта „Герань“ не была видима на пункте управления. Видимо, она летела очень низко. Те люди, которые проводили расследование, говорят, что такого они раньше не видели. Вертолет так сильно поврежден, что его, можно сказать, полностью разорвало на куски. Тела очень обгорели», — рассказывал в те дни родственник уничтоженного офицера.