Полит-контроль. Украина не пустит на Евровидение представителя России?

Джамала. © / Reuters

Допелись, доигрались

Музыкальный конкурс Евровидения, некогда начинавшийся как музыкальный, становится всё более и более политизированным. Победа украинской исполнительницы Джамалы с композицией «1944» стала одним шагом на пути к окончательному превращению соревнования певцов в дуэль политиков.

   
   

Несколько лет тому назад организаторы Евровидения, устав от того, что соседние страны отдают свои голоса друг за друга, а граждане из конфликтующих государств превращают голосование в сведение счётов, решили изменить систему определения победителя. Если раньше победитель определялся исключительно подсчётом голосов зрителей (по такой схеме, к примеру, победил Дима Билан), то теперь триумфатором становится тот, кто набирает больше всего очков по сумме голосования профессионального жюри и зрителей.

Как показало Евровидение-2016, новая схема ничуть не лучше прежней. Профессионалы проголосовали за участницу из Австралии, зрители — за певца из России, а победительницей стала представительница Украины.

Хуже того, невооружённым взглядом видно, что политические пристрастия у «профессионалов» зашкаливают ещё больше, чем у простых зрителей. Если народное голосование в России отдало Украине второе место, а украинская аудитория вывела Сергея Лазарева на первое место, то судьи из Украины и России умудрились не дать представителям «супостата» ни единого очка.

Когда в целом ряде европейских стран «профессионалы» не обнаруживали Сергея Лазарева даже в десятке лучших, в то время как зрители выводили его в число лидеров, поневоле возникал вопрос — а как эти деятели шоу-бизнеса умудряются преуспевать, если они настолько не совпадают со вкусами собственной аудитории.

Апофеозом «профессионализма» стало покаяние датского жюри, где украинке Джамале отдали первое место по ошибке, не разобравшись… в правилах судейства.

«Евровидение проводим в украинском Крыму. Надеюсь, Верховный главнокомандующий понял»

Устроители Евровидения с удовольствием забыли бы о завершившемся конкурсе, как о страшном сне, но будущее не сулит песенному состязанию ничего хорошего.

   
   

В 2017 году, согласно правилам конкурса, он должен пройти на Украине, где уже сейчас из него готовятся сделать «огненное» политическое шоу.

Чтобы понять, насколько всё далеко от музыки, достаточно посмотреть на первую реакцию украинских политиков на победу Джамалы. «Украина побеждает и будет побеждать, Крым будет украинским!» — написал в Facebook экс-премьер Арсений Яценюк.

Председатель запрещённого в России Меджлиса крымских татар Рефат Чубаров назвал победу Джамалы «шагом к возвращению Крыма».

Муфтий Духовного управления мусульман Украины (ДУМУ) Саид Исмагилов и вовсе выдал: «Следующее Евровидение проводим в украинском Крыму. Надеюсь, Верховный главнокомандующий понял».

«Лично поздравил Джамалу с победой. Сегодня её голосом с миром говорил весь украинский народ. Правда, как всегда, победила!» — так отреагировал на победу Джамалы в Twitter президент Украины Пётр Порошенко.

Советник главы МВД и отставной глава МЧС Украины Зоран Шкиряк и вовсе выдал нечто такое, что без цензуры и не воспроизведёшь, определив Россию как проигравший «Мордор» и высказав личные грубые оскорбления в адрес Владимира Путина и Филиппа Киркорова.

Участник из РФ должен признать «российскую агрессию»

Сама победительница Джамала в интервью телеканалу «112 Украина» высказалась насчёт проведения следующего Евровидения в Крыму скептически. «Мне бы очень хотелось, чтобы да, это было в Крыму, но мы не можем этого знать. Не то чтобы я не верила в это, вы поймите меня правильно, я просто думаю, что за год мы не сможем этого сделать», — сказала Джамала, заявив, что Крым находится «в оккупации».

Что касается Евровидения-2017, то дальше всех пошёл советник главы МВД Украины Антон Геращенко, который успел заявить о том, кто из российских музыкантов сможет принять участие в конкурсе, а кто — нет.

В интервью радиостанции «Говорит Москва» Геращенко заявил, что на конкурс не пустят тех российских артистов, кто высказывается «в поддержку российской агрессии против Украины».

Приехать смогут лишь те исполнители, кто «понимает, что захват Крыма и оккупация части Донбасса — это было преступление», сообщил Геращенко.

«Поэтому, если на конкурс Евровидения в Украине российский народ изберёт певца или певицу, которые не высказываются в поддержку агрессивной политики России, не оскорбляют национальное достоинство Украины, то я не вижу никаких к этому препятствий», — заявил советник главы МВД.

Конкурс политических манифестов

В настоящее время на Украине действуют «чёрные списки» российских артистов, которые лишены права въезда на территорию страны за поддержку присоединения Крыма к России и прочие действия, которые официальный Киев считает враждебными.

Среди прочих в этом списке Иосиф Кобзон, Михаил Боярский, Олег Газманов, Григорий Лепс, Лев Лещенко, Стас Пьеха, Валерия, Иосиф Пригожин, Николай Расторгуев, Дмитрий Харатьян и Юлия Чичерина.

Вряд ли кто-то из вышеперечисленных артистов будет претендовать на участие в Евровидении-2017, однако украинский «чёрный список» обширен и всё время пополняется, поэтому обнаружить себя там могут и десятки других исполнителей.

Надо заметить, однако, что угрозы Антона Геращенко не допустить «неправильного» российского участника на конкурс создают новую головную боль не России, а руководству Евровидения.

Стоит напомнить, что Украина получила лишь право на проведение конкурса, а не право решать то, кто на нём будет выступать. Попытка не пустить на конкурс того, кто получит это право на национальном отборе, грозит скандалом только самой Украине. В таком случае руководство Евровидения вынуждено будет отобрать право на проведение конкурса у Украины, ибо возникновение подобного прецедента грозит убить конкурс.

Боссы Евровидения и так оказались в крайне неловком положении. Песня Джамалы «1944» была допущена на конкурс после того, как было заявлено, что политическая составляющая в ней отсутствует. Однако теперь сама исполнительница направо и налево даёт интервью, в которых подтверждает: да, конечно, эта песня с политическим подтекстом, и не только о 1944-м, но и о 2014-м.

Если учесть, что, как правило, на следующий год многие исполнители на Евровидении пытаются перенять приёмы победителя предыдущего года, конкурс песни рискует захлебнуться в музыкально-политических манифестах.

Рогозин хочет послать Шнура, Украина ищет деньги

Скорее всего, представители России в 2017 году постараются избежать эскалации, отобрав нейтрального кандидата с предельно нейтральной композицией. Однако, в любом случае, Евровидение-2017 обещает быть ещё более скандальным, чем нынешнее.

Тем временем вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин в своём Twitter предложил отправить на следующий конкурс группу «Ленинград»: «На следующее Евровидение отправим Шнурова. Победить не победит, но кое-куда всех их пошлёт».

Сергей Шнуров не был бы собой, если бы не отреагировал на это предложение. В своём Instagram Шнур заметил: «Дожили. Выходит так, что из 140 миллионов граждан даже просто нах… послать может только один. Об этом пишет в своём «Твиттере» вице-премьер ядерной державы».

На Украине же на фоне общей эйфории задумались над вопросом, где взять деньги на проведение Евровидения-2017. Советник министра инфраструктуры Украины Яника Мерило заявила, что деньги не станут проблемой.

«Если поскромнее, то оплата стран за участие, поддержка основателей и прибыль от продажи билетов может покрыть примерно 75% из расходов. А в Украине, учитывая важность мероприятия, верю ещё больше в спонсорские деньги. Так что я не слишком драматизировала бы «а есть ли деньги». Я совсем уверена, что найдутся», — написала Мерило на своей странице в Facebook.

Министр культуры Украины Евгений Нищук заявил, что Украина в этом вопросе рассчитывает на иностранных инвесторов.

«Надо привлечь европейских специалистов, так как та высокая планка, которая поставлена сейчас в Стокгольме, требует очень больших финансовых вливаний», — приводит слова министра «Укринформ».

В общем, нет сомнений, что Евровидение-2017 вниманием обделено не будет. Жаль только, что к музыке всё это не будет иметь практически никакого отношения. Ведь начиналось всё когда-то просто с песен.