Поколение Независимости. Как Казахстан реформирует политическую культуру

Фото пресс-службы акимата г. Нур-Султан

Республика Казахстан вступила в год 30-летия Независимости с новой моделью государственного управления. Политические реформы президента Касым-Жомарта Токаева всё больше сравнивают с началом истории «южно-азиатских тигров» (неофициальное название экономик Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня, удививших мир темпами развития в 1960-1990 гг.). В рамках цикла «Летопись независимости Казахстана» «Аргументы и факты» проанализировали масштабную политреформу в крупнейшем центральноазиатском государстве.

   
   

Новая политическая культура

Президентство Косым-Жомарта Токаева ознаменовалось без преувеличения новым историческим этапом развития Казахстана. В 2020-2021 годах глава государства осуществил целый ряд общественно-политических инициатив, которые призваны перезагрузить политическую систему страны, укрепив демократию. Но было бы некорректно полагать, что токаевские реформы возникли сами по себе. За тридцать лет Независимости Казахстан постепенно шёл к этому этапу преобразований. В своей программной статье «Независимость превыше всего» Касым-Жомарт Токаев, подчёркивая преемственность преобразований в стране, которые с 1991 года последовательно проводил Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, обозначил ключевые исторические периоды развития страны. «Первое десятилетие Независимости я бы обозначил как время закладки фундамента нового Казахстана. Второе десятилетие – это период расширения горизонтов нашей государственности. В третьем десятилетии мы достигли ещё больших высот в своём развитии. Главные цели четвёртого десятилетия – сильное государство и конкурентоспособная нация».

Сегодняшние преобразования в РК как раз способствуют целям четвёртого десятилетия Независимости. Прежде всего, речь идёт о развитии и укреплении парламентаризма в стране и , в частности, введении института парламентской оппозиции. Идея была успешно апробирована на прошедших в январе 2021 года выборах нижней палаты Парламента — Мажилиса. Теперь на законодательном уровне гарантировано право выдвижения из числа депутатов-оппозиционеров кандидатуры на должность руководящего состава республиканского парламента. Также закреплён выбор председателя одного из комитетов Мажилиса и секретарей двух постоянных комитетов именно из числа депутатов парламентской оппозиции. Представители партии большинства занять эти должности не смогут. Также парламентской оппозиции предоставлено право инициировать слушания и вносить альтернативные законопроекты на рассмотрение депутатов. Именно таким образом будет обеспечена системная работа, гарантирующая дискуссию и право на альтернативную точку зрения в Парламенте.

После январских выборов Токаев поднял планку дальнейшей демократизации общества, выдвинув новый пакет реформ избирательной системы. Во-первых, это снижение избирательного барьера для политических партий с 7 до 5 процентов на выборах, во-вторых, введение графы «Против всех», в-третьих, право избирать руководителей районов — акимов.

Ещё раньше, выполняя поручение президента, депутаты либерализировали закон о мирных собраниях. В крупных городах республики были организованы специальные публичные площадки для таких акций, а процедура уведомления сократилась до пяти дней. При этом государственным органом вводится в обязанность оказывать содействие в проведении мирных собраний.

На заседании Национального совета общественного доверия (это ещё одно новшество, о чём подробнее ниже) президент Касым-Жомарт Токаев отметил: «Мы формируем новую политическую культуру. На передний план выходят плюрализм мнений, альтернативные взгляды. Власть не считает, что несогласие — это деструктив. Обществу и государству пора адекватно отнестись к публичному выражению позиций. И лучше к этому прийти самостоятельно, осознанно, а не вынужденно».

Токаевская команда подчёркивает, что кардинальные реформы политической жизни осуществляются в первую очередь для «поколения Независимости» - ровесников Независимого Казахстана. Именно для такой молодёжи в прошлом году было запущено ещё одно политическое ноу-хау – в избирательный процесс введена специальная 30-процентная квота для тех, кому до 29 лет, а также для женщин, чтобы расчистить им непростую дорогу в политику. Касым-Жомарт Токаев, комментируя этот почин, сказал: «Мы должны обновлять кадры, чтобы не было разговоров о так называемых «потерянных поколениях». Образованные, профессионально подготовленные, патриотично настроенные, психически адекватные молодые люди, как и люди среднего возраста, должны ротироваться в систему государственной власти. Их нужно рекрутировать в систему государственной власти, будь это парламент, правительство, акиматы и т.д. Я призываю искать новые таланты!»

   
   

«Разные мнения, но единая нация»

Создание в 2019 году Национального совета общественного доверия (НСОД) стало беспрецедентным событием в Казахстане. Впервые в центральноазиатской стране представители гражданского общества и различных политических партий стали публично обсуждать варианты решений актуальных вопросов государственной политики. И не просто «говорить», но вырабатывать рекомендации для госорганов Казахстана. Создавая НСОД сразу после своей инаугурации, Касым-Жомарт Токаев так сформулировал идею Совета: «Такой диалог должен строиться на признании плюрализма мнений. Разные мнения, но единая нация. Вот главный ориентир».

Известный казахстанский политолог, член НСОД Марат Шибутов (с ним как раз на днях встречался президент Казахстана) высоко оценил появление Нацсовета. Он сравнил орган с электрическим предохранителем. «У нас в законотворческом процессе экспертизой законов и различных госпрограмм занимается правовой отдел администрации президента. И наша задача – быть своего рода предохранителем, чтобы на последнем этапе остановить какие-либо инициативы, лоббируемые определёнными группами», – сказал политолог в интервью порталу Time.kz. По его мнению, несмотря на то, что решения Национального совета общественного доверия носят рекомендательный характер, эти рекомендации президент страны получает напрямую, а это на сегодня является важнейшим инструментом для развивающегося гражданского общества Казахстана. К тому же, посетовал Шибутов, в стране пока слабо развита культура диалога, а на площадке НСОД «как раз будут предлагаться идеи и мнения, которые на других площадках – тематических советах и комиссиях – не обозначены».

Другой казахстанский политолог, глава научно-образовательного фонда Aspandau Канат Нуров отметил важность факта, что президентские решения о демократизации политической системы прорабатываются на заседаниях НСОД. «В целом решения (о либерализации закона о мирных собраниях. – прим. ред.) приняты кардинальные, революционные. И то, что озвучены они были именно на заседании НСОД – структуры экспертно-консультативного уровня, о многом говорит. Это –кардинальное продвижение, и президент нуждается во всемерной поддержке гражданского общества, хотя бы в лице НСОД», – цитирует Нурова портал Inbusiness.kz.

Стоит отметить, что политические реформы в Казахстане проходят в полном соответствии с европейским нормам. В частности, формулировки в новом законе о мирных митингах и собраниях в Казахстане соответствуют 21-й статье Международного Пакта о гражданских и политических правах, а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В свою очередь, создание института парламентской оппозиции соответствует принципам, указанным в докладе «О роли оппозиции в демократическом парламенте», подготовленного Венецианской комиссией — консультативным органом по конституционному праву в Евросоюзе.

Главные приоритеты

Логичное продолжение политических реформ – экономические преобразования. В 2020 году Касым-Жомарт Токаев провёл первое заседание Высшего совета по реформам (ВСР) – нового государственного органа, призванного на деле повысить конкурентоспособность национальной экономики. По сути, ВСР – это НСОД по экономическим проблемам. «Задача Совета – задавать новые ориентиры в управлении национальной экономикой, общественном развитии, институциональных реформах. И, конечно же, контролировать ход текущей работы. Нам предстоит выстроить более гибкую архитектуру программных документов, определяющих цели и этапы развития государства в каждой сфере. Система будет увязана с бюджетным планированием и утвердит прямую ответственность руководителей госорганов за выполнение поставленных задач», – подчеркнул президент.

В настоящее время Высший совет по реформам анализирует Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года. В плане красной нитью проходит пересмотр миссии квазигосударственного сектора. «Учитывая динамичную трансформацию рынка труда, необходимо стимулировать переток рабочей силы из низкопродуктивных в более производительные сектора экономики. Для этого требуется завершить первичную индустриализацию страны», — наметил шаги глава Казахстана. Ранее он констатировал, что пришла пора «уйти от нефтяной иглы».

Многие эксперты сравнили стратегию Казахстана с эффектом «южно-азиатских тигров». Так в политологической сфере именуют Южную Корею, Сингапур, Гонконг и Тайвань, которые поразили мировое сообщество быстрыми и высокими темпами развития в 1960-1990 гг. По мнению публициста Леонида Млечина, анализирующего поступательное движение Казахстана, «история показывает: политические реформы идут рука об руку с развитием экономики». «Когда у людей есть ощущение, что от них что-то зависит, что они могут повлиять на развитие своего государства, то тогда они принимают на себя ответственность за происходящее. Для меня абсолютно логично, что Казахстан, встав на путь созидательных политических преобразований, начнёт преобразования экономические. В качестве примера я привожу Южную Корею, которая расположена от Казахстана относительно недалеко. Сегодня эта страна достигла невероятных успехов, а там даже нет ископаемых. Однако полмира ездит на южнокорейских автомобилях и работает на южнокорейских компьютерах. Но только специалисты знают, что впечатляющему росту экономики в Южной Корее предшествовали грамотные политические, демократические реформы», —  прокомментировал для «Аргументов и фактов» Млечин.

С мнением публициста солидарен доктор политических наук, профессор Высшей школы экономики Андрей Казанцев: «Через этот этап проходили многие страны, которые шли по пути экономического роста, например, Южная Корея и Тайвань: вначале гражданам обеспечивался определённый уровень благосостояния, после чего граждане требовали расширения представительства, требовали больше свобод. Именно это происходит в Казахстане». Профессор прогнозирует, что масштабные политические и экономические реформы оценит поколение казахстанцев, выросшее в независимом государстве и в условиях рыночной экономики.

Добавим, что масштабным политическим реформам предшествовал цивилизованный «транзит» власти, когда в 2019 году Нурсултан Назарбаев назвал имя своего преемника Касым-Жомарта Токаева, отметив, что «он человек честный», «работает рядом со мной с первых дней Независимости Казахстана», а казахстанский народ поддержал выбор. Таким образом следует констатировать, что в год 30-летия Независимости Казахстан демонстрирует намерение всесторонне модернизировать государство.

Не так давно президент Касым-Жомарт Токаев призвал встретить ключевой государственный праздник не праздничными мероприятиями, а конкретными делами. «В год 30-летия Независимости будут проведены комплексные реформы. Необходимо сосредоточить наши усилия на построении эффективного государства и справедливого общества. 30-й год нашей Независимости следует отметить ударным, продуктивным трудом. Главный приоритет — улучшение качества жизни и повышение благосостояния граждан. Народ ждёт полноценной отдачи и конкретных результатов от социально-экономических программ», — подытожил президент Казахстана.