Коммунистическая партия Китая полна сил совершать новые чудеса, которые удивят весь мир. Такое громкое заявление сделал генсек КПК, председатель КНР Си Цзиньпин, закрывая 22 октября XX съезд партии. И это не пустые слова, а вполне трезвая оценка силы своей нации. Нации, которая не ждет на печи прихода спасителя, а сама в ежедневном режиме строит свое светлое будущее, которое для многих китайцев уже фактически наступило.
От этого съезда многие ждали больших перемен. На Западе не скрывали, что давно мечтают о новой китайской революции, которая бы скинула с китайского политического Олимпа товарища Си. Слишком уж быстрыми темпами Китай развивается под его руководством. Слишком уж независимыми стали китайцы. Слишком уж открыто стали бросать вызов всему западному.
«Арест» товарища Си
Так сильно размечтались, что 24 сентября «обрадовали» самих себя фейком о том, что Си Цзиньпин якобы арестован, а в Пекине произошел военный переворот. Наверное, рассчитывали таким образом подтолкнуть китайцев в нужную Западу сторону.
Но из Китая в ответ не последовало ровным счетом ничего. Полный игнор был настолько очевидным, что даже внятных опровержений этой «утке» не было. Впрочем, пекинское молчание заставило задуматься, а может быть, Си уже действительно не при делах.
Появится ли китайский лидер на съезде компартии? Этот вопрос, по сути, стал главной китайской интригой последних нескольких недель. В том числе и поэтому открытия съезда во многих уголках мира ждали с особым интересом.
Продолжает править «балом»
И вот съезд открылся. Си Цзиньпин вышел, как обычно, помахал всем рукой и продолжил править «балом». Тут-то и стало понятно, что очередной блеф Запада Китай смог опять обернуть в свою пользу. Интрига лишь повысила глобальный интерес к съезду, который, по большому счету, является скучным зрелищем с огромной «массовкой» (более двух тысяч делегатов).
Целую неделю они чинно и дружно слушали доклады, воодушевленно в едином порыве аплодировали, одобрительно кивали головами своим лидерам, прилежно записывали в блокноты цитаты.
Что случилось с товарищем Ху?
Закрытие съезда, в свою очередь, запомнилось лишь инцидентом с бывшим председателем партии Ху Цзиньтао, к которому прямо во время заседания подошли двое мужчин в штатском. Было видно, как растерянный Цзиньтао отрицательно машет головой и пытается что-то сказать сидящему рядом Си. В итоге Ху все же увели под руки. По официальной версии, 79-летнему политику просто стало плохо. Все остальное лишь домыслы и спекуляции.
Что же в итоге произошло за неделю съезда? По большому счету, почти ничего кардинально нового и сверхъестественного. Си Цзиньпин, как и ожидали практически все эксперты, остался у руля компартии Китая (в воскресенье его переизбрали генеральным секретарем). Он также переизбран на должность председателя Военного совета ЦК КПК. Новшество тут лишь одно — товарищ Си пошел на беспрецедентный для страны третий срок. Поменялись некоторые фамилии в руководстве компартии. Избран новый состав Центрального комитета КПК — в него вошли 205 человек. Но, как известно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
В ожидании марта 2023 года
Теперь Китай будет ждать марта следующего года, когда по итогам сессии Всекитайского собрания народных представителей члены Политбюро ЦК по традиции займут должности премьера Госсовета КНР, председателя ПК ВСНП и другие важные посты.
«Мы обладаем достаточной способностью совершить новые и более великие чудеса в новом походе в новую эпоху, которые будут изумлять весь мир», — подчеркнул китайский лидер, демонстрируя полную уверенность в том, что он и только он контролирует ситуацию на вверенной ему территории.
Си Цзиньпин усилил свои позиции
Как бы сильно ни мечтали на Западе, Си не просто остался главой государства. Он значительно усилил свои позиции. В заключительный день съезда были одобрены поправки к уставу. В том числе так называемые «Два установления» и «Две гарантии». Главная суть нововведений — закрепление фигуры Си Цзиньпина как ядра партии, а его политической мысли (ее уже назвали «марксизмом XXI века») — как основополагающей идеологии КПК.
В итоговой резолюции подчеркивается, что съезд «обязывает всех партийных товарищей глубоко понимать решающее значение утверждения статуса товарища Си Цзиньпина как руководящего ядра ЦК КПК и партии в целом, всесторонне претворять в жизнь идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи, неуклонно следовать им во всех аспектах и процессах партийной и государственной деятельности».
Компромисс с США невозможен
Все остальные новости со съезда интересны скорее экспертам. И все же не учесть их — значит неправильно прогнозировать дальнейшие шаги и действия официального Пекина.
К примеру, в новую редакцию устава КПК на съезде был добавлен термин «боевой дух», что говорит об официальной смене геополитической тактики Китая с во многом пассивной на все более активную. Также устав дополнили формулировкой «общее процветание».
Вместе с тем в устав внесено положение о том, что необходимо решительно пресекать и сдерживать сепаратистские силы, выступающие за так называемую «независимость Тайваня». Иными словами, XX съезд подтвердил, что в борьбе против независимости Тайваня никакие компромиссы с Вашингтоном невозможны.
Успехи на грани фантастики
И, конечно, главной вишенкой на торте для китайских коммунистов стали успехи в экономике Китая. О них Си Цзиньпин говорил много и даже не пытался скрывать, насколько он страной доволен.
ВВП Китая, по его словам, за последние несколько лет вырос более чем вдвое — до 114 трлн юаней. Это 16 трлн долларов — второй показатель в мире. Доля КНР в мировой экономике перевалила за 18 процентов. При этом в планах компартии к 2035-му году снова удвоить объем экономики и средний доход населения. А к столетию образования Китайской Народной Республики в 2049-м — перейти от социалистического общества к созданию коммунистического Китая.
Небоскребы растут как грибы
Даже если сделать скидку на то, что китайские функционеры, как и все чиновники в мире, несколько приукрасили свои достижения, все равно цифры очень сильно впечатляют. Китай сегодня — это страна, в которой не на словах, а на деле небоскребы растут как грибы, тысячи километров железных дорог укладываются, словно по щелчку пальца, а местная валюта за считанные десятилетия из фантика превратилась в одну из самых уважаемых валют мира.
В 1978 году Дэн Сяопин, опираясь на поддержку коммунистической партии, начал осуществление программы по модернизации экономики Китая. Был провозглашён курс на социалистическую рыночную экономику, в которой сочетаются две экономические системы: планово-распределительная и рыночная.
Китай 45 лет назад и сейчас — два совершенно разных государства. Тогда абсолютно нищая страна. Сегодня Китай один из промышленных и научных мировых лидеров. А китайские мегапроекты занимают верхние строчки практически всех рейтингов.
Вот лишь четыре самых-самых. Циндаоский мост через залив соединяет Циндао и промышленный район Хуандао. Его длина 42,5 км. Это самый длинный из мостов, переброшенных через водные пространства.
ГЭС «Три ущелья». К 2012 году было окончено строительство основных блоков. Масса бетонной пластины этой крупнейшей в мире ГЭС составляет примерно 65,5 млн т. Стоимость строительства превысила 30 млрд долларов.
Космодром «Вэньчан» начали строить в 2009 году, а основные работы были завершены уже спустя 5 лет. Функционирует с 2016 года. Только первоначальные затраты составили 12 млрд долларов.
В городе Чэнду построен глобальный центр «Новый век», который является крупнейшим в мире по площади зданием — 1,76 км². Стоимость проекта составила более 7,5 млрд долларов.
Имеются у этого государства, конечно же, и свои проблемы. Китай, безусловно, не идеален. Есть там и коррупция, и казнокрады, мечтающие осесть в Лондоне (как нам это хорошо известно), и свои этнические «болячки», и экологические вызовы. Но главное, что Китай не топчется на месте, китайские чиновники не проводят десятилетия в никому не нужных совещаниях, а съезды и форумы не собираются ради «галочки» и для усваивания бюджетов. Вспомнить, для сравнения, хотя бы наше пресловутое импортозамещение, о котором говорим с 2014 года, но воз по многим параметрам и ныне там.
Менеджмент по-пекински
В Китае ставятся четкие задачи, которые затем на сто процентов исполняются при надлежащем контроле и с отчетом о проделанной работе. В противном случае — китайцы отвечают перед партией по всей строгости…
Государственный менеджмент по-пекински достоин ну если не копирования, то уж точно уважения и качественного анализа с последующим использованием хорошо себя зарекомендовавших заготовок. «Сделано в Китае» стало не просто брендом. Китайское производство на голову разбило фактически всех своих конкурентов.
Даже в сувенирной лавке музея «Космонавтики» в Вашингтоне игрушечные шаттлы сделаны китайцами. А на мой вопрос, «у вас вообще осталось хоть что-то американское», продавец этой лавки мне ответил: «Ну, наверное, лишь канализационные люки перед Белым домом».
И это не хвалебная ода китайскому пути развития. Это лишь констатация факта, за которым должно последовать осознание, что так, оказывается, можно жить и работать. Качественно, с большим КПД, без пофигизма и безразличия.