Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что десятки тысяч украинских военных прошли ранее подготовку по стандартам НАТО. Что он имел в виду?
«В прежние годы НАТО готовило украинских военных к ведению боевых действий против России, — рассказал „АиФ“ редактор журнала „Национальная оборона“ Игорь Коротченко. — Это касалось соответствующих тренингов, проведения совместных учений, работу офицеров стран Альянса в ключевых структурах ВСУ. А работали они ни много ни мало в Генштабе, в штабах видов вооруженных сил, в Силах специальных операций... Так что заявление Столтенберга — не более, чем констатация факта».
Например, за 5 лет начиная с 2015 года только по одной программе — ведение боевых действий в городских условиях — подготовку под руководством инструкторов из стран НАТО прошли примерно 16 тысяч украинских военных. Ни на Украине, ни на Западе эту информацию даже не скрывали. Цифру в прошлом году озвучил командующий Сухопутными войсками ВСУ генерал-полковник Александр Сырский. Другие украинские военачальники говорили о 19 тысяч солдат и офицеров, которые были обучены штурмовать города. Официально объекты не назывались, но все прекрасно понимали, что речь идет о населенных пунктах в ДНР и ЛНР, а то и подальше. Но не повезло: города пришлось не атаковать, а оборонять, и не чужие, а свои.
Кроме того, ВСУ участвовали в ряде миротворческих миссий, в том числе в Афганистане и Ираке, а они тоже проводились по стандартам НАТО.
Отношения Украины и НАТО начались вскоре после распада СССР. В 1994 году страна вступила в программу «Партнерство во имя мира», предусматривающую, в частности, выравнивание стандартов подготовки и снабжения войск. В 2002 году отношения перешли на новый уровень, который назывался «Индивидуальный план партнерства с НАТО». В 2008 году Украина просила, чтобы ее присоединили к плану действий по членству в НАТО, но Альянс на это не пошел, сославшись на несоблюдение ВСУ стандартов блока. При президенте Викторе Януковиче попытки вступить в НАТО были прекращены, однако возобновились после Майдана. С 2020 года у Украины есть статус «партнера с расширенными возможностями».
Такой есть у Грузии, которую в ближайшее время в НАТО никто не ждет. Правда, есть и у Швеции, которая может вступить в Альянс хоть завтра.