Под чьим контролем останется украинская железная дорога?

Ответ редакции

22 января в Давосе Министерство инфраструктуры Украины и национальный оператор железных дорог Германии Deutsche Bahn AG подписали соглашение, которое касается сотрудничества в транспортной отрасли и развития АО «Укрзализныця» (УЗ).

   
   

По словам премьер-министра Александра Гончарука, подписанный документ предполагает не приватизацию, не концессию, а стратегическое партнерство. Открывая заседание Национального инвестиционного совета при президенте Украины, Гончарук заявил, что стране необходима такая помощь для улучшения ситуации на железной дороге страны и реализации ее логистического потенциала.

В своем аккаунте в Twitter Гончарук отметил, что немецкие специалисты будут реформировать управленческие механизмы украинской железной дороги, но при этом контроль над предприятием будет у Украины. «Рассчитываю, что немецкая операционная эффективность и нулевая терпимость к коррупции станут базой для изменения ситуации в УЗ», — написал премьер.

Ранее премьер-министр Алексей Гончарук заявил, что УЗ хотят отдать в управление немцам на 10 лет. Однако в четверг, 23 января, пресс-секретарь компании Deutsche Bahn Керстин Экштайн, опроверг заявление Гончарука, заявив, что немецкая компания будет предоставлять Укрзализныце консультативные услуги. По словам Экштайна, услуги будет предоставлять компания DB Engineering & Consulting, которая входит в Deutsche Bahn.

В чем суть сотрудничества? 

Окончательные условия сотрудничества с немецкой компанией пока не установлены. По словам представителя Deutsche Bahn, в начале февраля соответствующий меморандум о намерениях подпишут в Киеве. В документе будут зафиксированы все подробности сотрудничества. Пока Киев заявляет, что планирует привлечь компанию Deutsche Bahn к оказанию консалтинговых услуг. Мининфраструктуры также намерен вместе с DB разработать предложения о развитии железнодорожной сети и подвижного состава с учетом современных экологических и инновационных стандартов.

По словам политолога, директора Института миротворческих инициатив и конфликтологии Дениса Денисова, обозначить суть сотрудничества с немцами пока рано. «Действия могут быть направлены на попытку оптимизации работы этого предприятия, но нужно дождаться меморандума, чтобы узнать, что конкретно будет выполнять немецкий партнер. Если чисто консультационные работы, то это право украинской стороны, и в этом нет ничего особо странного и сверхординарного. Мы знаем, что и в Российской Федерации, и на Украине практика привлечения консультантов из-за рубежа распространена. Если там будет идти речь об операционной деятельности, то это может свидетельствовать о том, что правительство Украины полагает, что в стране просто нет хороших специалистов по этому направлению, и таким образом пытаются привлечь более-менее эффективного оператора для управления железной дорогой», — говорит Денисов. 

Почему возникла идея привлечь иностранцев? 

Идея привлечь немецких специалистов возникла еще в 2017 году. Тогда экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян заявлял о заинтересованности Deutsche Bahn в сотрудничестве с «Укрзализныцей», в частности в контексте перевозки грузов силами украинской железной дороги, что предполагает выполнение логистических функций, а также обеспечение загрузки УЗ заказами на перевозки.

   
   

Сколько пассажирских вагонов имеет железная дорога?

«Укрзализныця» имеет 4,5 тыс. пассажирских вагонов, треть из них не используется и ржавеет в отстойниках. Средний возраст используемых вагонов перевалил за 30 лет. В 2019 году УЗ модернизировала всего 27 пассажирских вагонов. В 2018 году были приобретены лишь 8 новых вагонов. В 2020 года компания планирует приобрести только 26 новых пассажирских вагонов. Что касается грузовых вагонов, то около 60% требуют капитального ремонта, модернизации или вообще подлежат списанию. В период 2011-2016 годов объемы перевозок грузов по железной дороге сократились на треть.

Смотрите также: