Победила молодость. Куда пойдет Саудовская Аравия с новым принцем

Мухаммед бен Салман. © / www.globallookpress.com

Король Саудовской Аравии Салман бен Абдель Азиз аль Сауд в среду назначил нового наследного принца. Новым наследником стал его 31-летний сын Мухаммед бен Салман.

   
   

Предыдущий наследный принц Мухаммед бен Наиф лишился не только этого поста, но и должности первого заместителя председателя совета министров (председателем совмина по саудовской традиции является сам король), а также поста министра внутренних дел. В мире заговорили о радикальных сдвигах в правящей верхушке одной из ведущих стран мусульманского мира, которые могут иметь далеко идущие последствия. Так ли это? На вопросы АиФ.ru ответил известный арабист, доктор исторических наук, профессор кафедры современного Востока Факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач.

Виталий Цепляев, АиФ.ru: Григорий Григорьевич, можно ли говорить о некоем перевороте, заставшем врасплох теперь уже бывшего наследника саудовского престола? 

Григорий Косач: Ни в коем случае. Королевский указ  говорит о том, что монарх принял соответствующее решение после совещания с так называемым Комитетом по принесению присяги, специально созданным для решения подобных вопросов еще в 2008 году. Этот комитет состоит из ключевых членов правящего семейства. При его создании предполагалось, что правящий монарх и члены комитета должны достичь консенсуса в отношении того, кого следует назначить на пост наследного принца. Таким образом, назначение Мухаммеда бен Салмана означает, что все ключевые фракции правящего семейства поддержали это решение. 

- А чем не устраивал предыдущий наследник?

- В опубликованных документах об этом ничего не говорится. Но я подозреваю, что смена наследника может быть связана с неким физическим недомоганием 57-летнего Мухаммеда бен Наифа. Я вспоминаю его фотографии, которые публиковались в последнее время – на его лице, если так можно выразиться, было написано глубокое страдание. Похоже на то, что он сильно нездоровый человек. Иначе зачем было освобождать его не только от должности наследника престола, но и ото всех остальных?

   
   

Есть, впрочем, одно важное обстоятельство. Пост министра внутренних дел был предложен человеку из той же фракции принца бен Наифа – его внуку, сыну старшего сына. И этот факт, и то обстоятельство, что представитель клана бен Наифа в комитете проголосовал за смену наследника, означают, что они вполне довольны той долей власти, которая им принадлежит даже после отставки Мухаммеда бен Наифа. 

- Какие еще мотивы могли быть у этой замены?

- Мухаммед бен Салман – сын правящего монарха. И  конечно, можно сказать, что отец порадел собственному отпрыску. Впрочем, задолго до этого назначения бен Салман уже играл важную роль в саудовской политике. До утра 21 июня он был официальным заместителем наследного принца. Именно в этом качестве, кстати, он в последние годы несколько раз приезжал в Россию - в Санкт-Петербург, Сочи и Москву, - встречался с Владимиром Путиным. Мухаммед бен Салман встречался уже и с новым президентом США Дональдом Трампом, а до этого - с Бараком Обамой.  

Кстати, я не исключаю, что в будущем пост заместителя наследника будет упразднен. Скорее всего, этот институт уходит в прошлое, и король Салман ведет дело к введению в стране классической наследственной монархии, с передачей трона от отца к сыну. 

Мухаммед бен Салман и Владимир Путин. Фото: www.globallookpress.com

- Связано ли решение короля о престолонаследии с его возрастом – 81 год – и состоянием его здоровья?

- В последние годы я только и слышу, что король нездоров, что у него болезнь Паркинсона, еще что-то… Но заверяю вас: при существующей вертикали власти в Саудовской Аравии  здоровье или нездоровье монарха не является самым важным фактором. Кто бы ни находился на престоле, госаппарат работает стабильно, без сбоев. Если король умрет, тем же вечером будет объявлен новый и все пойдет своим чередом.

- Чем еще примечательна личность нового наследника, каких перемен  в политике Саудовской Аравии можно ожидать?

- С именем бен Салмана связывают ту самую операцию «Буря решимости», которую Саудовская Аравия проводит в Йемене. Мягко говоря, неудачный проект - саудиты завязли в этой стране надолго. Тем не менее, бен Салман был очень активным министром обороны - хотя, скорее всего, в обозримом будущем он избавится от этого поста. Но у бен Салмана есть еще один проект, который называется «Видение королевства Саудовская Аравия: 2030». Реализация проекта началась в прошлом году. Его цель – не просто увеличить поступления в бюджет (а они упали вместе с падением цен на нефть), самое главное – слезть с нефтяной иглы, диверсифицировать экономику, сделать ее опорой мелкое и среднее предпринимательство. Кстати, уже 40% саудовского ВВП производится на таких предприятиях, и это совсем не нефтяной сектор. 

Бен Салман делает ставку на развитие высшего образования. Только представьте себе: уже в 2017 г. 40% открытой части саудовского бюджета тратится на образование! Как преподаватель я могу только выразить восхищение этим примером. В стране активно создаются технические университеты, профессионально-технические училища и т.д. Саудиты уже запускают  спутники, вовсю занимаются солнечной энергетикой. 

Но есть и более кардинальные планы. По существу, правящая династия намерена изменить сам образ жизни подданных. Мы привыкли считать эту страну дико религиозной, зашоренной. И действительно, до последнего времени там не было даже кинотеатров, а саудовским исполнителям запрещалось устраивать публичные концерты на родине, и они вынуждены были петь в Дубае, Египте и т.д. Сейчас концерты уже проходят, открываются кинотеатры. Американцы начали строить в Саудовской Аравии крупные развлекательные центры. Учитывая, что до 65% населения страны – люди моложе 30 лет, понятно, на кого делается ставка. Кстати, сам новый  наследник уже говорил, что ориентируется на молодое поколение, считает себя его частью. 

Заметно, что в Саудовской Аравии идет процесс постепенного огосударствления тех сфер жизни общества, которыми до этого безраздельно занималась религия. Разумеется, от мусульманства как государственной религии там никто и никогда не откажется, но все стороны жизни она определять уже не будет. И произошедшее назначение во многом закрепляет наметившийся вектор развития страны. При сохранении консервативных основ, она все же будет становиться более современной.

Не нужно думать, что «осовременивание» пойдет быстрыми темпами. У предыдущего короля был любимый лозунг – все будет, но только постепенно. Постепенность – вообще ключевое слово для саудовской политики и риторики. Никаких решительных, революционных шагов. Но капля будет точить камень.

- Что можно сказать про отношения Саудовской Аравии с Россией? Учитывая хорошее знакомство наследного принца с президентом Путиным, они изменятся в лучшую сторону?

- Конечно, у нас сохранятся очень серьезные политические разногласия. Прежде всего, из-за того, что Россия строит союзнические отношения с Ираном и Сирией. Но к чести саудовцев, они пытаются развивать экономические отношения с РФ. Привозили в Россию уже несколько своих промышленных выставок. Да, на саудовском рынке нашим компаниям, как показывает опыт, непросто работать. Хотя даже у Украины, не говоря уже о Китае, это получается – украинский «Антонов», например, имеет соглашение с саудовцами о производстве самолётов.  Наш бизнес пока не особенно спешит этот рынок завоевывать. С другой стороны, в Эр-Рияде тоже не хотят сильно от нас зависеть, особенно с учетом нашего сотрудничества с Ираном.