По острию ножа. Чем грозит отказ США соблюдать ограничения над Черным морем

США не собираются придерживаться авиационных ограничений, которые ввела Россия в воздушном пространстве Черного моря в связи с СВО. Об этом заявил координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби.

   
   

«Они могут говорить, что хотят... по поводу ограничений. Мы их не соблюдаем. Они незаконны», — сказал представитель Пентагона. По его словам, самолеты США продолжат летать и действовать над Черным морем «в соответствии с международным правом».

Чем подобные действия грозят самим США? Ситуацию для aif.ru прокомментировал военный обозреватель ТАСС, полковник запаса Виктор Литовкин.

Владимир Кожемякин, aif.ru: Виктор Николаевич, что будет, если американцы осуществят свою угрозу?

Виктор Литовкин: Не факт, что они будут поступать так же, как заявляют. Есть русская поговорка: «Обещать — не значит жениться». Они понимают, что русские не дрогнут, и если американские самолеты продолжат нарушать установленные нами границы, то мы будем поступать с ними точно так же, как и с пошедшим на дно моря беспилотником.

— После крушения БПЛА MQ-9 Reaper полеты других американских беспилотников вблизи Крыма прекратятся?

— Они обязательно продолжат летать, потому что американцы не считают себя связанными какими-то договорами и международными нормами. Они считают себя выше любых договоренностей. Их лозунг — «Америка превыше всего», который в США можно увидеть даже на бейсболках. Они это заявляют, чтобы дать понять, что им плевать на все правила и законы. Они говорят, что «опираются на порядок, основанный на правилах», как придумал Блинкен. Что это за правила, знают только они.

   
   

Россия же обязательно будет реагировать на нарушение своих границ. Американцы это знают и не будут вести себя с нами точно так же, как с другими. Они будут нас опасаться. Но задираться, конечно, не прекратят и станут действовать на грани фола, ходить по лезвию ножа.

Но мы — люди терпеливые, спокойные: нарушите — значит, получите то, что вы заслужили, не нарушите — валяйте дальше. Летать в нейтральном воздушном пространстве никто никому не запрещает.

— Но американцы не признают установленную Россией бесполетную зону вокруг Крыма...

— Они не признают и Крым российским, и говорят, что могут летать над территорией Украины. Ну и что?

— Очевидно, и мы, реагируя на нарушение ими своих воздушных границ, тоже будем проходить по острию ножа?

— Безусловно. Но наглецов надо учить, по-другому никак. Помните, как 35 лет назад советские корабли вытолкали американцев из наших территориальных вод, надолго отвадив их от демонстрации силы? (12 февраля 1988 г. ракетный крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» углубились в территориальные воды СССР вблизи Крыма. Навстречу им вышли два небольших сторожевых корабля ВМФ СССР. Они совершили навалы на крейсер и эсминец, после чего корабли ВМС США покинули Черное море с помятыми бортами — прим. ред.). Можно вспомнить и то, как мы в 1983 году сбили над Сахалином южнокорейский «Боинг», нарушивший границу, как в 1978 году принудили сесть другой южнокорейский «Боинг», который вклинился в воздушное пространство СССР над Кольским полуостровом, и многие другие подобные случаи. 

Все зависит от российского командования. Дадут команду — значит, будем пресекать полеты американцев. Это однозначно.

— В 1950-х советские истребители сбивали американские боевые самолеты в Корее. К мировой войне это не привело...

— И в Корее, и во Вьетнаме. Когда в ноябре 2022-го ракета упала в Польше и убила двух человек, первым заявил о том, что это была украинская ракета, Джо Байден. За ним повторил это Дуда. Они сказали так, потому что никому из них не хочется получить со стороны России ракетно-ядерный удар.

— Значит, даже в случае возможного воздушного боя между военными самолетами США и России над Черным морем дальнейшей необратимой эскалации конфликта может и не быть?

— Вполне. Скорее, договорятся о разграничении зон. Например, в Сирии у нас с американцами есть договоренность: и их, и наши самолеты не пересекают со своей стороны воздушное пространство над рекой Евфрат — как границу между зонами ответственности России и США. К тому же, нарушивший границу над Черным морем самолет необязательно сбивать: можно просто сделать так, чтобы он «клюнул носом» и «нырнул», а затем упал в море. Как и было сделано с американским беспилотником. Если, скажем, границу нарушит «Посейдон» (американский самолет-разведчик Poseidon — прим. ред.) — облить его керосином, пусть потом отмывается.