По заветам Урсулы и Шольца. В ЕС вновь идут против международного права

Олаф Шольц и Урсула фон дер Ляйен. © / Фото: www.globallookpress.com / Коллаж АиФ

Глава Европейской народной партии Манфред Вебер заявил, что Евросоюзу нужно пересмотреть необходимость существования права вето. Такое мнение он высказал в интервью итальянской газете Corriere della Sera.

   
   

По его словам, в последнее время Евросоюз не смог «дать единый ответ» ни по одному из недавних международных вызовов. Например, совместное заявление ЕС по Венесуэле, где в начале января США похитили президента Николаса Мадуро, не поддержала Венгрия. «Все больше лидеров признают, что нынешняя система не работает, — пожаловался Вебер. — Даже крупнейшие страны — члены ЕС должны понимать, что только через Европу они могут иметь реальное международное влияние. При наличии права вето никто нас всерьез не воспринимает, и мы ищем другие форматы».

Идея Вебера, впрочем, не нова — осенью прошлого года отказаться от права вето и «сбросить оковы единогласия» предлагала и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен (кстати, входящая во всё ту же Европейскую народную партию, крупнейшую фракцию Европарламента). Вместо этого она предлагала голосовать «квалифицированным большинством» — то есть в обход права вето со стороны Венгрии, Словакии и других государств. В конце года такую схему евробюрократам все-таки удалось провернуть, договорившись о бессрочной заморозке российских активов. Разблокировать их тоже можно лишь таким квалифицированным большинством. Раньше, напомним, для этого хватило бы голоса одной страны, выступившей против дальнейшей заморозки резервов.

«Сегодня Евросоюз находится в ситуации, когда он постоянно вынужден искать обходные пути для достижения целей. Это уже произошло в вопросе финансирования Украины, и это, безусловно, подрывает его репутацию на мировой арене, — сообщил aif.ru политолог Дмитрий Матюшенков. — При этом переход к голосованию «квалифицированным большинством» противоречит самим основам ЕС, ведь возможность применения права вето закреплена в Лиссабонском договоре, который в свое время был призван заменить непринятую Конституцию ЕС. А для изменения его принципов требуется единогласное одобрение всех государств-членов, включая именно те страны, чье право вето, судя по всему, и хотят отменить».

Сегодня в ЕС пытаются сформировать управляемую модель, где решения будут принимать коалиция крупных стран и их сателлиты, убежден политолог.

   
   

«Конечно, говорить о выходе из ЕС отдельных стран пока не приходится, — считает он. — Однако это противоречие подрывает изнутри прочность и единство союза, о которых так любят говорить евродипломаты. При этом идея об отмене права вето у политиков зреет давно, ее в свое время продвигал тот же Олаф Шольц. Тем не менее отмена этого принципа маловероятна, однако мы вполне можем ожидать, что внутри ЕС будут возникать альтернативные механизмы принятия решений. Например, через негосударственные фонды, что позволит странам тратить деньги в обход критики отдельных государств».