Плутоний для Обамы. Чем закончится новый виток конфликта России и США

АЭС. © / Shutterstock.com

Госдума в ближайшее время рассмотрит законопроект Президента России «О приостановлении РФ действия Соглашения между Правительством РФ и Правительством США об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны». Как считают в Кремле, возобновлено действия соглашения может быть только после отмены санкций к России, а также закона «Магнитского», вводящего персональные санкции в отношении российских чиновников.

   
   

Ответная мера

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту (был внесен в Госдуму 3 октября), соглашение между правительствами России и США об утилизации плутония предусматривает утилизацию каждой из сторон 34 тонн оружейного плутония, объявленного излишним для военных программ. Оно было подписано со стороны России 29 августа, со стороны США 1 сентября 2000 года. После чего были подписаны ряд протоколов, регулирующих вопросы гражданской ответственности за ущерб (15 сентября 2006 года), вопросы финансирования, а также договоренности (13 апреля 2010 года) о способе утилизации плутония, согласно которым весь плутоний утилизируется путем облучения в ядерных реакторах.

Однако, как отмечается в пояснительной записке, в последнее время США вопреки договоренностям предпринимают попытки пересмотра стратегии утилизации плутония и изменения способа его утилизации.

«Американская сторона планирует осуществлять утилизацию плутония путем его захоронения, а не облучения, как это установлено протоколом. Российские специалисты еще при подготовке Соглашения возражали против такого подхода, поскольку в этом случае не обеспечивается необратимость утилизации», — говорится в документе.

Его авторы подчеркивают, что соглашение в редакции 2000 года предусматривало, что большая часть американского плутония будет облучаться в реакторах, и лишь для небольшого количества допускалось захоронение, однако при заключении протокола от 13 апреля 2010 года от захоронения как способа утилизации плутония отказались полностью. Это было частью компромисса, достигнутого в ходе подготовки указанного протокола.

Однако — подчеркивается в пояснительной записке — за последнее время США предприняли ряд шагов, ведущих к коренному изменению ситуации в области стратегической стабильности. Под предлогом кризиса на Украине происходит наращивание военного присутствия США в Восточной Европе, в том числе в государствах, принятых в НАТО после 2000 года — года заключения Соглашения. В 2015 году шесть новых передовых пунктов управления войсками размещены в Болгарии, Латвии, Литве, Польше, Румынии и Эстонии.

«Их основная задача — в случае принятия соответствующего решения обеспечить оперативную переброску крупных военных контингентов НАТО в Восточную Европу. Подразделения вооруженных сил США введены на территории государств Прибалтики, увеличено количество базирующихся на их аэродромах самолетов НАТО. На территории Украины инструкторы из США проводят обучение боевиков запрещенной в России организации „Правый сектор“», — говорится в документе.

   
   

Также в пояснительной записке отмечается, что помимо действий, направленных на изменение военно-стратегического баланса, США принимают меры по расшатыванию экономики России и нарушению прав российских граждан. В частности, в 2012 году в США был принят так называемый закон Сергея Магнитского, в соответствии с которым Вашингтон открыто встал на защиту экономической преступности в РФ, а в 2014 году — закон о поддержке свободы Украины, допускающий вмешательство во внутренние дела нашей страны.

Кроме того, в 2014 году США ввели санкции в отношении Российской Федерации, отдельных ее территорий, юридических и физических лиц.

«Поскольку предпринятые США действия привели к коренному изменению обстоятельств, существовавших при заключении Соглашения и протоколов к нему, приостановление действия Соглашения является ответной мерой Российской Федерации и не противоречит Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. При этом плутоний, подпадающий под действие Соглашения, остается вне ядерной оружейной деятельности, что свидетельствует о приверженности России курсу на ограничение ядерных вооружений», — говорится в документе.

В законопроекте также отмечается, что его принятие не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и иных международных договоров РФ, а его принятие не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.

Серьезные американцы

Реакция Госдепа в ответ на приостановку соглашения последовала мгновенно. Еще в понедельник вечером представитель Белого дома Джош Эрнест заявил, что США не намерены выполнять какие-либо новые условия для возобновления действия соглашения с РФ по утилизации плутония.

Отметим, что об этих условиях говорится во второй статье президентского закона, где поясняется, что соглашение может быть возобновлено после устранения США причин, приведших к коренному изменению обстоятельств, существовавших на день вступления в силу Соглашения и протоколов к нему.

В частности, речь идет о «сокращении военной инфраструктуры и численности контингента войск США, размещенных на территориях стран — членов НАТО, вступивших в НАТО после 1 сентября 2000 года. Также об отказе США от недружественной политики в отношении РФ: отмена законов имени Магнитского (принят в 2012 году) и о поддержке свободы Украины (2014 год), всех санкций, введенных США в отношении отдельных субъектов РФ, российских юридических и физических лиц», а также «компенсации ущерба, понесенного РФ в результате введения санкций». Третьим условием является «представление США четкого плана необратимой утилизации плутония, подпадающего под действие соглашения».

«США и РФ достигли соглашения в прошлом десятилетии, оно было в действии на протяжении пяти лет... Я не уверен, что наша цель будет в проведении новых переговоров о том, в отношении чего мы уже договорились», — заявил Джош Эрнест на брифинге, отвечая на вопрос, готовы ли США пойти на условия РФ.

По его словам, США очень серьёзны «относительно выполнения своих обязательств в одиночку».

«Определенно, мы бы хотели видеть, что Россия делает то же самое. У нас нет каких-то изменений в нашем подходе, о которых можно было бы сказать», — отметил Джош Эрнест.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков во вторник, отвечая на вопрос о возможности приостановки РФ еще каких-либо соглашений с США, отметил, что он не делал бы преждевременных заявлений, однако потенциал недружественных и неконструктивных шагов США в отношении РФ имеет тенденцию к росту, а это не способствует нормализации отношений.

«Я бы не говорил о далеко идущих планах. В данном случае речь идет о констатации того, что в Москве считают недружественным проявлением со стороны США в отношении России, ведь именно эти проявления, как было подчеркнуто, стали причиной такого решения, которое было принято главой государства. Для того, чтобы разъяснить эти причины, видимо, были использованы параграфы проекта федерального закона», — пояснил Песков.

При этом он подчеркнул, что несмотря ни на что Москва продолжает сохранять свою заинтересованность и в налаживании отношений, и в развитии, и в использовании этих отношений для того, чтобы и Россия, и США выполняли те функции, которые на них лежат в плане обеспечения мировой стабильности и безопасности.

Давно пора приостановить

Тем временем поддержать инициативу Владимира Путина уже готовы не только в Госдуме, но и в Совете Федерации, где называют действия главы государства оправданными.

«Как только Госдума рассмотрит закон о приостановке соглашения по переработке плутония, Совет Федерации рассмотрит документ в числе приоритетных. Есть вся аргументация, чтобы закон был принят», — заявила во вторник спикер Совета Федерации Матвиенко.

По ее словам, США изменили саму концепцию соглашения, поменяв утилизацию на захоронение.

«Решение приостановить действие двустороннего соглашения абсолютно оправданно. Почему Россия в одностороннем порядке должна выполнять договоренности? Мы не хотим, чтобы мы потеряли свой потенциал, а наши партнеры его сохранили», — подчеркнула она.

Первый зампред комитета Госдумы 6-го созыва по международным делам Леонид Калашников считает, что соглашение нужно было приостановить давно.

«Я на стадии ратификации этого соглашения голосовал „против“. И именно параметрами, указанными в законопроекте президента, я обосновывал свою позицию. Я поддерживаю этот законопроект, потому что считаю, что уничтожение ядерного плутония было нам навязано США для того, чтобы разоружить Россию и как можно меньше ей оставить возможностей для довооружения, если она вдруг для себя увидит риски», — пояснил АиФ.ru парламентарий.

По его словам, законопроект еще предстоит рассмотреть Госдуме.

«Этот законопроект символическая пощечина Бараку Обаме, в президентской программе которого было исключительно важным ядерное разоружение. У него даже диссертация была посвящена этой теме. Сейчас Кремль показал ему, что если он ведет такую жесткую антироссийскую политику, пункты которой ему в законопроекте перечислили, то никто „помогать“ ему войти в историю как президенту, сделавшему шаги в сторону ядерного разоружения, не будет», — отмечает политолог Сергей Марков.

По мнению эксперта, более серьезным предметом разногласий России и США является сирийский кризис, к которому сегодня приковано внимание мировой общественности.