Платить всё равно придётся? Киев рано празднует победу над «Газпромом»

Евгений Биятов / РИА Новости

О чем спорили?

«Газпром» и «Нафтогаз Украины» судятся в Стокгольмском арбитраже с июня 2014 года. Предметом исков являются контракты на поставку газа из РФ на Украину и на транзит газа через Украину от 2009 года. Тогда, после газового кризиса, когда «Газпром» обвинил «Нафтогаз» в отборе транзитного газа и резко сократил поставки, решили заключить новый контракт. «Нафтогаз» обязался закупать 52 млрд кубометров газа в год по формуле «Бери или плати» (take-or-pay ): сколько бы реально газа ни выбрала Украина, она должна платить за все 52 млрд кубометров. Ещё одним условием для Украины был запрет экспортировать купленный у России газ в другие страны. 

   
   

В стандартном для того времени договоре была привязка к цене нефти, что привело к тому, что уже в 2010 году стоимость газа для Украины резко выросла. «Нафтогаз» не пошёл в арбитраж, а «Газпром» закрывал глаза на то, что Украина не выбирала контрактные объёмы по take-or-pay. В 2012 году Украина получила скидку 100 долларов за 1 тыс. кубометров в обмен на базирование Черноморского флота в Крыму. Когда в 2014 году по понятным причинам скидка была отменена, цена выросла до 485 долларов за 1 тыс. кубометров. «Нафтогаз» отказался платить по этой цене и обратился в арбитраж.

Юлия Тимошенко назвала подписание контракта в 2009 году победой для Украины. Однако даже пророссийский президент Виктор Янукович счёл условия соглашения суровыми, и автограф Тимошенко под документом стал поводом для Генпрокуратуры посадить её в тюрьму за превышение полномочий. Осенью 2011 года она получила 7 лет колонии. 

Три года назад Газпром подал иск в Стокгольмский арбитраж и потребовал взыскать с НАК «Нафтогаз» более 40 млрд долларов. «Нафтогаз» подал встречный иск, потребовав установить справедливую и рыночную цену на газ, пересмотреть контракт на транзит, а также выплатить компенсацию за недостаточные объёмы транзита. Общая сумма претензий украинской компании — 37 млрд долларов. Арбитраж объединил оба иска в одно дело. 

Что решил арбитраж?

Стокгольмский арбитраж вынес предварительное решение в споре «Нафтогаза Украины» и «Газпрома». «Предварительное» в данном случае означает, что суд лишь указал, на что будет ориентироваться в вынесении окончательного решения. А в окончательном решении появится сумма, которую должна уплатить одна сторона другой. Текст вердикта пока не был обнародован, — в документе более 700 страниц — но украинская сторона уже заявила, что суд удовлетворил основные требования Киева. Согласно заявлениям «Нафтогаза» и МИДа Украины, арбитраж решил отменить контрактное условие «бери или плати» и запрет на реэкспорт. А вот формулу ценообразования постановил пересмотреть только с 2014 года, хотя «Нафтогаз» настаивал на пересчёте с 2011. 

«Газпром» подтвердил получение промежуточного решения суда и заявил, что документ ещё предстоит проанализировать. Точная дата вынесения судом окончательного решения пока неизвестна. «Газпром» сообщил лишь, что оно ожидается не ранее конца июня. Кроме того, в Стокгольме рассматривается ещё один спор между «Газпромом» и «Нафтогазом», который касается транзитного контракта. Сроки вынесения вердикта в этом споре пока не названы. Но эксперты полагают, что по окончательному решению первого суда можно будет с точностью в 99 % определить, кто выиграет и второй.

Кто будет платить? 

Пока эксперты сходятся в одном: большую часть финансовых претензий обеих компаний друг к другу арбитраж отклонил. Уже понятно, что десятки миллиардов долларов для российской компании потеряны: исполнительный директор HEADS Consulting Никита Куликов считает, что отмена правила take or pay, по сути, означает, что «Газпрому» не удастся взыскать с «Нафтогаза» основную сумму исковых требований в размере 37 млрд долларов (без учёта процентов и штрафов). Но если отбросить в сторону политику и включить здравый смысл, то иного решения и не стоило ожидать. Дело в том, что сумма исковых требований «Газпрома» в разы превышает стоимость всех имеющихся у «Нафтогаза» активов. Расплатиться за счёт государства тоже не получилось бы, поскольку таких денег нет и в украинской казне. 

   
   

Но, по сути, объясняет Никита Куликов, объявленная украинскими властями победа является пирровой. Да, «Нафтогазу» удалось избежать уплаты колоссальных средств, но, судя по всему, компании всё же придётся заплатить за газ, фактически поставленный в ноябре и декабре, а также апреле и мае 2014 года: это порядка 1,06 млрд долларов. Аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко также полагает, что окончательный расчёт сведётся к сумме около 1 млрд долларов, которые «Нафтогаз» останется должен «Газпрому». 

Украинские экономисты, несмотря на оптимистические настроения официального Киева, полагают, что «победа» будет стоить Украине дорого. И даже в 2,5-3 раза дороже, чем прогнозируют их российские коллеги. Исходя из слов замглавы МИДа Елены Зеркаль о том, что формула цены на газ в контракте полностью пересмотрена с 2014 года, можно сделать вывод, что арбитраж не удовлетворил основную финансовую претензию «Нафтогаза», который требовал возврата переплаты за газ с мая 2011 года до октября 2014. Теперь пересмотр платежей коснётся лишь периода весны-осени 2014 года. А это значит, что сохраняется и долг перед «Газпромом» в 2,2 млрд долларов, который сформировался в конце 2013 года. Вместе с процентами сумма, которую Украина всё равно должна будет вернуть, составит порядка 2,9 млрд долларов.

«Арбитражный суд просто подтвердил, что до 2014 года цена на газ не была спорной. С 2014 года цену пересмотрят, но дело в том, что суд просто озвучил общую идею, кто что кому должен. В решении арбитража нет единой формулы того, какая цена должна быть для каждого дня за весь спорный период. Поэтому до настоящей победы ещё очень далеко», — уверен глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Эксперт говорит, что сработала многоходовка. Экономист привёл простой пример: при разводе супруга требует у мужа 3 млрд, когда же он начинает с ней спорить, повышает требования до 47 млрд. В итоге суд присуждает ей «всего» 3 миллиарда, и счастливая женщина, как бы проиграв, получает то, что хотела изначально.