Россия готова строить атомные и гидроэлектростанции в Центральной Азии, чтобы обеспечить бурно развивающуюся экономику этих стран необходимой энергетикой. Также РФ имеет возможности решить наиболее острую проблему региона — нехватку воды. Все это дает Москве преимущество в острой борьбе с США и ЕС за геополитическое влияние на страны СНГ. Так эксперты объяснили aif.ru итоги заседания Совета глав правительств СНГ, в котором принял участие премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
Визит в столицу Туркменистана — Ашхабад — стал первой зарубежной поездкой Михаила Мишустина после переназначения на пост премьер-министра. Рабочая программа началась со встречи с президентом Туркменистана Сердаром Бердымухамедовым. Российский премьер в ходе беседы отметил, что торгово-экономическое сотрудничество двух стран растет. В I квартале 2024 года оно составило 22% — порядка 18 млрд рублей. Среди российских регионов лидерами по взаимодействию с туркменами стали Санкт-Петербург, Татарстан и Астраханская область.
После беседы с президентом премьер встретился с коллегами из стран содружества. Совет глав правительств СНГ собирается дважды в год — весной и осенью. Предыдущая встреча прошла в декабре в Москве, а в этом году Россия председательствует в альянсе. Михаил Мишустин открыл заседание словами о востребованности и эффективности взаимодействия государств макрорегиона.
«Мы обмениваемся мнениями по всем вопросам повестки, что способствует укреплению и расширению практического сотрудничества, запуску новых инновационных и полезных для граждан, для нашего бизнеса проектов. Это имеет особое значение в условиях трансформации мировой экономики на основе принципов многополярности, стремительной цифровизации торгово-экономических процессов. Товарооборот в СНГ за последние четыре года увеличился более чем на две трети», — подчеркнул Михаил Мишустин.
Российский премьер также выразил надежду, что в скором будущем всеми странами альянса будет принято Соглашение о свободной торговле. С 5 июня оно вступает в силу для Белоруссии, Киргизии и Таджикистана, а в России процесс ратификации находится на финальной стадии. «Соглашение создаёт благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности на территории содружества, формирует прозрачные и понятные правила для бизнеса и потребителей», — пояснил он.
По вопросу повестки о Концепции сотрудничества государств СНГ в сфере энергетики на период до 2035 года и плане первоочередных мероприятий по её реализации выступил министр экономики и коммерции Киргизии Данияр Амангельдиев. Он акцентировал внимание всех присутствующих на том, что энергетика — важнейшая структурная составляющая национальных экономик государств и обеспечивает существенный вклад в устойчивый социально-экономический рост.
«Создание необходимых условий для развития энергетики является одним из основных приоритетов государственной политики, а сотрудничество в данной сфере — одним из важнейших направлений международного экономического сотрудничества. В настоящее время в рамках разворачивающейся трансформации энергетики государств участников-СНГ происходит опережающее инновационное развитие, внедрение новых технологий в энергетике и промышленности, цифровизация отрасли», — сказал Данияр Амангельдиев.
Следующим в повестке значился вопрос о плане действий по оптимизации инфраструктуры и развитию международных транспортных коридоров, которые проходят по территориям государств-участников СНГ на период до 2030 года. Замминистра транспорта Узбекистана Илхомжон Абдугафаров, представляя проект плана действий, подчеркнул, что в нем заложен ряд положений, который обеспечит оптимизацию инфраструктуры и развитие международных транспортных коридоров СНГ.
После заседания в ходе общения с прессой Михаил Мишустин отметил, что правительства стран альянса продолжат совершенствовать зону свободной торговли товарами и услугами, наращивать многосторонние механизмы кооперации, формировать условия для работы бизнеса. Для этого и нужны логистические маршруты на территории СНГ, их сопряжение с международным коридором «Север — Юг», «Восток — Запад», Северный морской путь.
«Мы очень активно занимаемся модернизацией инфраструктуры, внедрением передовых технологий и, надеемся, что это раскроет мощный транзитный потенциал нашего содружества. Также мы с коллегами утвердили концепцию сотрудничества в области энергетики на ближайшие пять лет. Документ направлен на поддержку научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса», — заключил российский премьер.
Торгово-экономические отношения России со странами СНГ в последние годы приобрели особое значение. С одной стороны, это большой рынок сбыта для российских товаров, а с другой — эти государства могут поставлять нужную РФ продукцию.
«Мы знаем, что Запад провозгласил концепцию нанесения стратегического поражения России, но это означает не только поражение на поле боя, но и подрыв её позиций в международных отношениях, ослабление её позиций на постсоветском пространстве, лишение её союзнических отношений. Поэтому страны СНГ имеют для России большое геоэкономическое и геополитическое значение. Власти проявляют большую активность и быстро решают вопросы, которые долгие годы не решались. Россия проявляет разумную гибкость и стремится к реальной экономической интеграции», — пояснил Борис Шмелев.
Главное преимущество Москвы в развернувшейся борьбе в возможности решить проблемы, с которыми сталкиваются страны Центральной Азии. В частности, Россия строит и готова продолжать строить атомные и гидроэлектростанции в регионе, чтобы обеспечить бурно развивающуюся экономику необходимой энергетикой. Также РФ имеет возможности решить наиболее острую проблему региона — нехватку воды.
«Страны Центральной Азии нуждаются в развитии энергетики. Речь идёт о строительстве с помощью России атомной электростанции в Казахстане. Также РФ оказывает и готова оказывать в дальнейшем помощь в строительстве гидроэлектростанций для Таджикистана. Кроме того, в регионе остро стоит вопрос обеспечения водой. Возможно, в перспективе придётся вернуться к старой советской идее переброски воды из России. Это возможно, например, введением стока реки Обь в Центральную Азию. Это сложный и дорогостоящий вопрос, но, думаю, в нынешней геополитической и экономической ситуации есть смысл к этой проблеме вернуться», — сказал Борис Шмелев.
Эксперт отметил роль стран СНГ в масштабном российском проекте — строительстве транспортного коридора «Север — Юг». Он пролегает через территории Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Реализация проекта откроет РФ выход в Индийский океан, а значит — новые рынки для расширения торговли. Развитие торгово-экономического сотрудничества на постсоветском пространстве — другая важная задача, которую прорабатывает Москва.
«Россия заинтересована в том, чтобы на территории стран — членов СНГ производилась нужная продукция и поставлялась в Россию. Для этого мы готовы запускать инвестиционные программы, строить необходимую инфраструктуру, вкладывать деньги в эти государства. Также обсуждается вопрос совершенствования таможенной службы, чтобы ускорить процесс поставки товаров, сократить бюрократические препоны. Расширение пограничных переходов позволит быстро пропускать растущий поток груза», — подчеркнул Борис Шмелев.
Значение постсоветского пространства для России за прошедшие 33 года ничуть не уменьшилось, а скорее наоборот. В первую очередь это вопрос безопасности, именно поэтому в таких ключевых документах как Стратегия национальной безопасности и
«После распада СССР именно благодаря СНГ удалось сохранить относительно непрерывные конструктивные отношения с постсоветскими странами. В условиях глобальной нестабильности и постоянной угрозы деструктивного западного влияния на элиты и население практически всех новых независимых государств бывшего СССР, именно СНГ помогает частично нивелировать эти неблагоприятные тенденции. При этом радует тенденция по углублению контактов между участниками СНГ. В первые годы независимости они выстраивали отношения в основном с Россией, не придавая особого значения отношениям с другими постсоветскими странами. Углубления таких отношений особенно ощущается в рамках ЕАЭС и ОДКБ», — пояснил Давид Бдоян.
Эксперт подчеркнул, что, несмотря на успешные взаимоотношения в рамках ЕАЭС, ОДКБ и ШОС, СНГ необходим России для поддержания диалога с теми государствами, которые не входят в эти организации и предпочитают более гибкие формы сотрудничества. Таким образом, СНГ остается одной из ключевых организаций на постсоветском пространстве, которая объединяет наибольшее количество государств бывшего СССР.