Перетягивание Сербии. Новая балканская стратегия США не по нраву Москве

Евгения Новоженина / РИА Новости

В Вашингтоне был представлен проект новой американской стратегии на Балканах, который получил название «Балканы, вперёд». Она состоит из трех ключевых постулатов. Во-первых, это постоянное военное присутствие США на Балканах. Во-вторых, это посредничество Вашингтона при решении региональных споров. В-третьих, это примирение с Сербией, которая, по мысли авторов документа, должна стать близким партнером и союзником США в регионе «при условии, что она дистанцируется от России».

   
   

«Втянуть все Балканы в свою орбиту»

Документ пока не имеет официального статуса, но на его презентацию были приглашены представители всех балканских стран, включая руководителей МИД Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины, Македонии, Албании, а также не признанного Россией Косова. По итогам презентации главы МИД балканских стран провели встречу с советником президента США по национальной безопасности, генералом Гербертом Макмастером. На ней Макмастер заявил, что «Балканы остаются приоритетным для США регионом» и что «администрация США полностью привержена евроатлантическим устремлениям и европейской интеграции этих стран».

В балканских странах (особенно — в Албании и Косове) документ оценили доброжелательно. Президент Сербии Александр Вучич назвал новый проект стратегии США в регионе «важной темой». В России его, напротив, раскритиковали. Директор Департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Андрей Келин заявил, что усилия США сейчас направлены на то, чтобы вслед за Черногорией втянуть все Балканы в свою орбиту. «Мы это воспринимаем отнюдь не спокойно, потому что любая волна расширения НАТО, тем более — в условиях плохих отношений, которые существуют сейчас, является дополнительным осложняющим фактором для европейской безопасности», — подчеркнул дипломат.

Разработал документ Атлантический совет США: неправительственный аналитический центр в области международных отношений, который занимается идеологическим развитием НАТО. Многие аналитики центра не раз работали советниками президентов США или занимали крупные государственные должности. Так, в 2009 году председатель совета директоров Атлантического совета Джеймс Джонс занял должность советника по нацбезопасности президента Барака Обамы. Пришедший на смену Джонсу Чак Хейгел в 2013 году стал министром обороны США. Нынешним главой совета является бывший посол США в Китае Джон Хантсман-младший. Он был вынужден покинуть Пекин, когда китайские власти обвинили его в организации акций протестов.

Забыть обиду на НАТО ради экономических выгод?

«США начали планомерно работать над отношениями с Сербией еще в 2015 году», — рассказал АиФ.ru научный сотрудник отдела современной истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы Александр Пивоваренко. Тогда были подписаны несколько больших соглашений, в том числе индивидуальный план партнерства Сербии с НАТО. Страны, имеющие такой совместный план действия, считаются основными партнерами НАТО вне блока и имеют определенные гарантии безопасности. Они, как правило, могут претендовать и на вступление в альянс в качестве полноправного члена. Кроме того, тогда же стороны подписали соглашение о транзите военных грузов североатлантического альянса через территорию Сербии. Министр иностранных дел Сербии Ивица Дадич заявил, что эти соглашения не ставят под сомнение нейтралитет Сербии в отношениях с Россией и США, а лишь позволяют наладить «партнерские связи» на будущее.

«В Сербии есть разночтения между официальной политикой и настроениями общественности. В истеблишменте страны значительную роль играют люди проевропейских или проамериканских взглядов. В народе же, наоборот, превалируют пророссийские взгляды», — говорит Пивоваренко. По словам эксперта, за хорошие отношения с Россией выступает значительная часть сербской оппозиции, однако её позиции в стране сейчас слабы. «В целом в сербском обществе всё больше начинает преобладать мнение, что можно пожертвовать Косово и исторической памятью о недавних конфликтах с НАТО ради различных экономических выгод от вступления в ЕС и союза с НАТО», — считает Пивоваренко.

Нейтралитет Сербии держится на честном слове

По мнению эксперта, до последнего времени сербские политики придерживаются стратегии лавирования между Россией и США: «Они подчеркивали, что, хотя Сербии нужно вступление в ЕС и союзнические отношения с НАТО, страна остается нейтральной. Однако нейтральный статус Сербии не прописан ни в одном документе. Он, по сути, держится на одном честном слове политиков». Среди 24 военных договоров, подписанных Белградом с иностранными военными структурами, 22 приходятся на сотрудничество с Альянсом и всего лишь два заключены с Россией, что тоже характеризует текущую степень влияния РФ и НАТО на Сербию. «Рано или поздно Сербии придётся делать выбор между двумя этими силами. И пока более вероятен негативный для России вариант», — считает эксперт.