Перелом. Как в Лисичанск и Северодонецк возвращается мирная жизнь

На улицах освобожденного Лисичанска. © / Виктор Антонюк / РИА Новости

Вопреки опасениям, что Северодонецк и его пригороды станут «новым Мариуполем», разрушений здесь не в пример меньше. Хотя почерневшие дома без стекол тоже не редкость. 4 июля Минобороны РФ сообщило о полном освобождении Луганской Народной Республики. Последним населенным пунктом, остававшимся под контролем Украины, был Лисичанск и окрестные села, но они были взяты практически без боя. Несмотря на то, что поблизости еще есть укрепления ВСУ, можно констатировать, что украинская власть на Луганщине существовать перестала. 

   
   

Родственная связь

После освобождения жители Лисичанска временно оказались в информационной изоляции. Украинские мобильные операторы из региона ушли, а сим-карты луганской сети «Лугаком» сюда еще не завозили. Уроженцы Лисичанска, которые уехали из города и оказались «в зоне доступа», пытаются передать весточку родственникам с помощью посредников — через объявления в соцсетях и специальном чате Вайбера «Письма родным. Лисичанск». Иногда на помощь приходят военные: «Сегодня брат после двух месяцев молчания отзвонился. Ополченцы дают телефоны», — рассказала женщина по имени Наталья. Те, кому посчастливилось добыть сим-карту «Лугакома», передают, что качество связи отличное. Другие карточки — банковские — здесь тоже надеются получить как можно быстрее. 4 июня российский «Промсвязьбанк» объявил, что начинает работу в ЛНР. В республике будут выдавать карты «Мир», оформлять переводы в Россию и открывать доступ к кредитам. 

Дорога одна

Еще один насущный вопрос — как добраться или выбраться из города. 

По словам Сергея, одного из местных жителей, который собирается отправиться в Лисичанск, большинство дорог сейчас недоступны. Они усеяны осколками или просто обрываются из-за взорваных мостов. 

«Военные сказали, что дорога на Лисичанск пока одна — через понтонный мост. По полям сейчас ехать опасно», — говорит он. 

Тем, кто пару лет не был в городе, ориентироваться в нем, возможно, будет непривычно. Местным жителям рассказали, что улицам скоро собираются вернуть названия, которые были до 2014 года. Улица Довженко опять станет улицей Ворошилова, улица Г. Сковороды — улицей Калинина и т. д. 

Собираются вернуть на свой постамент и советский танк Т-34, ставший в июне местным символом «декоммунизации». Украинские военные подцепили его тросом, спустили вниз и проволокли около километра, оставляя на асфальте след от гусениц. После этого «машину» бросили у АЗС, где она стоит и сейчас. Это зрелище видели не все, поэтому одно время в городе жила легенда, что танк удалось завести спустя 80 лет простоя и поехать на нем по улицам Лисичанска. 

   
   

Военные уходят, приходит милиция

7 июля власти ЛНР назначили нового главу Северодонецка — города, который считался столицей украинской Луганской области после 2014 года. Новым городским начальником стал бывший шахтер Николай Моргунов, который с 2010 года руководил администрацией города Брянки (в 70 километрах от Северодонецка). Сразу после назначения он поговорил с горожанами. Один из местных записал эту беседу на видео. 

Моргунов признался, что назначение стало для него сюрпризом: «Сказали — собирайся, ты едешь в Северодонецк. Ну что ж, мы люди полувоенные».

По словам нового начальника, в первую очередь следует заняться самым необходимым: 

«Гуманитарная помощь будет выдаваться. Попробуем очень быстро решить вопрос с развозом воды. Подать сейчас воду в краны — это проблема. Это завязано на работе электроэнергии, тут пока есть сложности. Сейчас электрики будут этим заниматься. Возможно, организуем раздачу горячего питания».

По словам Николая Моргунова, работники завода «Азот», который был временной базой для украинских военных, смогут получать зарплату. 

«Есть механизмы временного характера, которые позволяют, не продавая продукцию “Азота”, выплачивать заработную плату. То же самое будем делать по коммунальным предприятиям. Сейчас отработаем механизм, чтобы люди выходили на работу и приводили в порядок наши улицы, вывозили мусор», — отметил Моргунов. 

Новый мэр признался, что состояние сферы ЖКХ в Северодонецке, который находился под контролем Украины, вызвало у него неприятное удивление.

«Коммунальные предприятия, где нет ни одной единицы техники, — для меня это удивительно. Куда они ее, суки, дели?» — сказал Николай Моргунов, добавив: «У меня шахтерское прошлое, я этот язык знаю хорошо».

Также было объявлено, что Северодонецк перейдет на гражданское управление.

«Все военные, которые здесь были, уходят из города. Заходят подразделения нашей народной полиции. Начинается патрулирование. Уже несколько мародеров, которые пытались курочить банки, арестованы, как мне докладывали», — сообщил Николай Моргунов. 

По словам первого зампреда Правительства ЛНР Юрий Говтвина, сейчас идет подготовка к выплате пенсий и социальных пособий в Северодонецке. 

Что касается завода «Азот» — крупнейшего химпредприятия ЛНР, которое было временной базой украинских военных, то он продолжит свою работу. Об этом в тот же день, 7 июля, заявил заместитель министра промышленности и торговли Республики Андрей Череватый. Судьба мариупольской «Азовстали», которая будет снесена, здесь тоже не повторилась. 

Важный перелом в спецоперации

По словам военного аналитика Алексея Леонкова, взятие Северодонецка и Лисичанска имеет большое стратегическое значение, так как открывает путь союзным силам сразу в двух направлениях. 

«Первое — Славянск и Краматорск (в сторону запада) и второе — Соледар и Бахмут (южнее, по направлению к Горловке и Донецку). Это также дает выход на Павлоград (Днепропетровская область). 

Взятие Северодонецка и Лисичанска высвобождает силы. Российские военные и военные Донбасса будут прорываться дальше на Запад и на Юго-Запад и обходить знаменитый Авдеевский укрепрайон, откуда идут обстрелы Донецка, с целью блокирования этого укрепрайона. Для этого надо перерезать последнюю проселочную дорогу, по которой украинская сторона пока еще может подвозить туда боеприпасы», — резюмировал Леонков.