«Патриотам» можно всё. Радикалам на Украине простили стрельбу в Мукачеве

Участники «Правого сектора» и их сторонники. © / Стрингер / РИА Новости

Реалии современной Украины на человека неподготовленного производят оглушительное впечатление. Здесь вооружённые до зубов головорезы, устроившие военные действия в мирном городе, могут оказаться кроткими невинными овечками, подлежащими разве что словесному порицанию.

   
   

Речь не о войне в Донбассе, а о регионах Украины, далёких от так называемой «зоны АТО».

Маленькая война в Мукачеве

Без малого два года тому назад, 11 июля 2015 года, в «горячую точку» превратился город Мукачево в Закарпатье.

90-тысячный город испытал настоящий шок, когда на улицах зазвучали автоматные очереди, а затем и взрывы. Неужели ополчение Донбасса открыло здесь «второй фронт»?

Как вскоре выяснилось, ополченцы тут были ни при чём. Как считается, конфликт начался на встрече между депутатом Верховной рады Михаилом Ланьо и командиром 1 запасного батальона ДУК «Правый сектор» (группировка, деятельность которой на территории РФ запрещена по решению суда) Романом Стойкой.

Украинские источники полагают, что обсуждали они контроль над потоками контрабанды, идущей через регион.

Мукачево имеет очень выгодное географическое расположение. До границы с Венгрией и Словакией 40-50 км, до Румынии и Польши — 90-100 км. Через город проходят железнодорожные магистрали Москва — Киев — Будапешт — Белград — Рим и Москва — Киев — Братислава — Прага — Вена, а также автомобильные трассы Киев — Будапешт — Вена и Киев — Прага.

   
   

В условиях украинской анархии Мукачево — рай для контрабандистов, некоронованным королём которых, по данным украинских СМИ, является Михаил Ланьо.

Разумеется, желающих приобщиться к контрабандной кормушке много. На сей раз интерес к ней проявил Виктор Балога, один из самых влиятельных людей Закарпатья. Для разрешения вопроса он решил задействовать местных «правосеков».

Итоги сражения

Что пошло не так, до конца непонятно. То ли окружению Ланьо не понравилось, что переговорщики Балоги приехали вооружёнными до зубов на бронированных джипах, то ли «правосеки», ошалевшие от безнаказанности, решили, что лучше стрелять, а не говорить, но городские улицы моментально превратились в арену боевых действий.

Прибывшие на место сотрудники МВД попытались остановить «правосеков», но те открыли огонь по силовикам. В Мукачеве начались самые настоящие боевые действия.

«Правосеки» отошли в лес и заняли там оборону. Власти срочно подтягивали в Мукачево подкрепления: подразделения Национальной гвардии и военную технику с Яворивского полигона под Львовом.

В ходе столкновений были убиты два боевика «Правого сектора», один мирный житель, ранены 6 сотрудников силовых ведомств, 5 мирных жителей, сожжены 3 автомобиля МВД.

Киевские власти оказались в крайне двусмысленном положении. С одной стороны, налицо была самая настоящая война, устроенная радикалами в Мукачеве. К слову, подразделения ДУК «Правый сектор» на тот момент никакого официального статуса на Украине не имели, то есть де-факто речь шла о членах незаконного вооружённого формирования.

Боевики жгли милицейские машины, стреляли в сотрудников МВД и мирных жителей, взяли в заложники ребёнка, пытаясь уйти от преследования.

Любой нормальный режим обязан прекратить подобную вакханалию самым жёстким образом.

Но соратники закарпатских «правосеков» уже митинговали в Киеве под стенами Администрации президента, грозя властям «новым Майданом».

«Правый сектор» всегда прав

«Правый сектор» выпустил заявление, в котором содержались следующие слова: «Пока мы проливаем свою кровь в окопах, стая циничных мошенников продолжает грабить и разорять Украину. Мы все знаем, что нас ждёт, когда мы вернёмся домой после победы: разруха, упадок и бедность. Мы, бойцы ДУК ПС, считаем, что борьба с этими мародёрами не менее важна, чем с внешним врагом. Мы взяли на себя ответственность вступить в бой с коррупцией, контрабандой, наркотрафиком и другими позорными преступлениями, к которым имеют прямое отношение высшие должностные лица нашего государства».

Какое отношение к контрабанде и наркотрафику имели мирные жители, попавшие под пули и в страхе прятавшиеся по домам, неизвестно.

Лидер «правосеков» Дмитрий Ярош чувствовал себя настолько уверенно, что взял на себя всю ответственность за события в Мукачеве и предложил амнистировать бойцов «Правого сектора», открывших стрельбу, в обмен на вступление «Правого сектора» в ВСУ на условиях Яроша.

В конечном счёте правоохранительным органам сдались четыре боевика, участвовавших в событиях в Мукачеве. При этом практически всеми признавалось, что это далеко не все. 

2 августа 2015 года пресс-секретарь 13 батальона «Правого сектора» Алексей Бык заявил в эфире телеканала «112 Украина», что бойцы организации, которые участвовали в событиях в Мукачеве, находятся в безопасном месте: «Их жизни угрожает опасность, поэтому любая информация по этому вопросу может причинить им вред, мы её не обнародуем».

6 августа 2015 года глава Закарпатской областной государственной администрации Геннадий Москаль заявил в эфире «5 канала», что все участники конфликта в Мукачеве идентифицированы. Пока от следствия скрываются 9 вооружённых представителей «Правого сектора», причастных к стрельбе в Мукачеве: «В стрельбе участвовало, по моим данным, 14 человек, из них один убит, двое сдались, двое ранены, а остальные с оружием находятся неизвестно где. Руководство „Правого сектора“ должно понимать, что укрывание вооружённых преступников — это преступление».

«Мукачевские партизаны»

Кто-нибудь стал искать остальных участников стрельбы в Мукачеве? Нет. Да и как их искать, если премьер-министр страны Арсений Яценюк в интервью агентству Associated Press заявляет: «Речь не идёт о „Правом секторе“. Речь идёт о коррупции и контрабанде, оружии на улицах... Они поддерживали контрабандистов и контрабанду, за преступления, которые были совершены, все понесут ответственность».

В Закарпатье действительно прошла массовая замена высокопоставленных чиновников и сотрудников силовых ведомств.

Что касается «Правого сектора», то отвечать за всё предстояло четверым боевикам: Владимиру Бурче (Скруджу), Сергею Деяку (Цюпе), Родиону Горбенко (Радику) и Роману Мунчаку (Муне). Они обвинялись в умышленном нанесении лёгких и тяжких телесных повреждений, угрозе убийством, умышленном повреждении имущества, бандитизме, создании террористической группировки, незаконном обращении с оружием, блокировании транспортных коммуникаций и угрозе или насилию по отношению к сотруднику правоохранительных органов.

Для украинских радикалов эта четвёрка превратилась в героев, «несправедливо томящихся за решёткой». Боевиков, превративших Мукачево в зону боевых действий, окрестили «мукачевскими партизанами». В их защиту выступали депутаты Верховной рады.

На свободу — с чистой совестью?

Обвинительное заключение было направлено Генпрокуратурой Украины в суд в июне 2016 года. Согласно предъявленным обвинениям, боевикам могло грозить от 15 лет до пожизненного заключения.

Однако в июле 2016 года суд отправил обвинительный акт на доработку. 

В итоге рассмотрение дела началось осенью 2016 года, но шло ни шатко, ни валко. Обвиняемые тем временем с удовольствием позировали на скамье подсудимых с флагом «Правого сектора». Чувствовалось, что в серьёзное наказание они не верят.

Боевики оказались правы. В мае 2016 года суд снял с них одно из самых тяжких обвинений, — в терроризме — посчитав, что во время рассмотрения дела оно не подтвердилось. 29 мая всех четверых освободили из-под стражи на поруки.

Развязка наступила 26 июня 2017 года. Мукачевский городской суд снял с боевиков «Правого сектора» обвинения в бандитизме, угрозе убийством, нанесении тяжких телесных повреждений, приведших к смерти потерпевших, уничтожении чужого имущества социально опасным способом.

Виновны, по версии суда, «правосеки» оказались лишь в блокировании транспортных коммуникаций и незаконном обращении с оружием. Приговором всем четверым назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года и 9 месяцев. Но, в связи с тем, что к ним был применён так называемый «Закон Савченко», по которому один день пребывания в СИЗО засчитывается за два, боевики были освобождены и оказались в объятиях своих соратников.

Генпрокуратура Украины всё же сочла приговор слишком мягким и в настоящее время рассматривает возможность его обжалования. Но в успех этого предприятия верят уже с трудом даже в Киеве.

Им можно всё

К боевикам радикальных группировок и бойцам карательных батальонов на Украине сейчас особое отношение. Людям, приведшим к власти нынешний режим и топящим в крови Донбасс, можно почти всё.

Обвиняемые в убийстве журналиста и писателя Олеся Бузины Андрей Медведько и Денис Полищук, принадлежащие к группировке радикальных националистов, ещё в конце 2015 года были выпущены из СИЗО на свободу. Сейчас дело об убийстве Бузины передано в суд, однако на Украине мало кто верит в вынесение обвинительного вердикта.

В октябре 2016 года на свободу из-под стражи выпустили неонацистку Виту Заверуху, которая вместе с подельниками обвиняется в убийстве милиционеров в Киеве. После этого Заверуха «засветилась» на целом ряде акций националистов, включая попытку закрытия ресторана восточной кухни «Linas Сafe». Радикалов не устроило, что кафе в Киеве держат представители «неправильной» нации, которые, по их мнению, завышают цены и «не сражаются за Украину».

Как власть объясняет подобную лояльность родным Олеся Бузины и убитых милиционеров? Как она объясняет жителям Мукачева приговор, вынесенный отморозкам, превратившим улицы в тир?

Никак не объясняет, если не считать объяснениями дежурное мычание о «российских провокаторах».

В этих условиях говорить о расследовании массового убийства в Одессе и преступлений, совершённых против гражданского населения в Донбассе, не приходится.

Европейский выбор 1933 года

16 июня в Киеве украинская партия «Социалисты» попыталась провести акцию протеста против переименования проспекта Ватутина в проспект Шухевича. Участники акции были избиты боевиками неонацистской группировки С14. «Много избитых сепаров. Шабаш против проспекта Шухевича вдребезги разбит», — отчитывались молодчики в соцсетях.

Сайт партии «Социалисты» сообщает: «16 июня участники акции на проспекте генерала Ватутина получили тяжкие телесные повреждения. Радикалы распыляли в лицо вещество неизвестного происхождения, от которого многие получили ожог слизистой глаз. Людей бросали на землю, били ногами. После нападения ультраправых националистов у одного из наших активистов перелом ключицы со смещением, перелом двух рёбер справа и слева, сотрясение мозга. Другой потерпевший получил сотрясение мозга, множество колотых ран, ушибов на голове и на теле, перелом носа. У других активистов разбиты локтевой и коленный суставы». В общей сложности число пострадавших превысило 20 человек.

Правозащитники требуют от украинских властей принятия мер для наказания виновных, но власти смотрят на происходящее сквозь пальцы.

В международных поездках Пётр Порошенко любит говорить о «европейском выборе» Украины. Но то, что происходит на Украине, более всего похоже на выбор, сделанный Германией в 1933 году.