13 июля в здании Специального трибунала по Косово в Гааге состоялось первое слушание показаний президента самопровозглашенной республики Косово Хашима Тачи. Его обвиняют в убийстве более ста человек, пытках, военных преступлениях и устранении политических противников, а также в торговле органами и контрабанде оружия. Свою вину глава Косово отрицает.
Слушание показаний Тачи продолжалось шесть часов. За это время суд даже не успел дойти до основных обвинений: как рассказал сам Тачи, первый день был посвящен обсуждению технических моментов и лишь самым общим вопросам об организации Освободительной армии Косово (ОАК), которую Тачи возглавлял в 1998-1999 гг. Слушания продолжатся 14 июля. Тачи полномочия президента на время разбирательств с себя не сложил.
Как начался суд?
Обвинения в адрес представителей ОАК — дело не новое. Ранее ее неоднократно подозревали в торговле органами и наркотиками, военных преступлениях против косовских сербов, контрабанде оружия. Спецдокладчик ПАСЕ Дик Марти еще 10 лет назад сравнил ОАК с крупной албанской мафиозной структурой.
В Косово все преступления традиционно отрицают. Там считают, что ни одного свидетеля у обвинения нет. На фоне начала слушаний прошел ряд акций протеста. Сторонники Тачи собрались перед зданием Специальной прокуратуры международного суда по Косово в Гааге. Протестующие считают действия суда сговором ЕС и сербов.
Стоит отметить, что Специальный трибунал по Косово появился в 2016 году, согласно резолюции Совета Европы, именно для разбора преступлений ОАК. За годы работы спецпрокуроры допросили почти 200 бывших боевиков организации. Среди допрошенных был и экс-премьер Косово Рамуш Харадинай, ушедший в отставку в июле прошлого года после того, как он получил повестку. Интересно, что он короткое время сотрудничал со следствием и приехал в Гаагу давать показания, но затем решил воспользоваться правом сохранять молчание и вернулся в Приштину.
Сам Тачи вначале поддерживал создание суда, однако затем изменил свою точку зрения и призывал к его роспуску.
Почему судили в основном сербов?
Военные преступления, которые имели место во время конфликтов между бывшими югославскими республиками, в трибуналах разбирают с 1993 года. Только Международный трибунал по бывшей Югославии с 2001 года рассмотрел более 160 дел. Из них в отношении сербов было рассмотрено 102 дела (всего по 16 из них вынесены оправдательные приговоры), а в отношении косовских албанцев — всего 9 (виновными были признаны трое, из них один отсидел в тюрьме всего 4 месяца).
При этом обвиняемыми в Гааге были высшие чины из сербского руководства: президент Слободан Милошевич, бывший командующий армией Республики Сербской Ратко Младич, экс-президент Республики Сербской в Боснии и Герцеговине Радован Караджич. Все они или получили длительные сроки, или просто не дожили до окончания суда, как Милошевич. С албанской стороны из значимых лиц под суд попал только уже упомянутый Рамуш Харадинай, бывший полевой командир ОАК. И он был оправдан, несмотря на обвинения в запугивании свидетелей. Хашим Тачи — первая действительно знаковая для косовских сепаратистов фигура, оказавшаяся под судом.
Впрочем, доктор исторических наук Артем Улунян, эксперт по Косово, считает, что малое количество албанцев, попавших под трибунал, объясняется не тем, что судьи занимают антисербскую позицию, а тем, что преступления албанцев доказать гораздо сложнее. «Руководители сербской стороны — это крупные чиновники или военные деятели. Их деятельность была у всех на виду и хорошо задокументирована просто потому, что они представляли государственную структуру. Что касается албанской стороны, то это в основном было партизанское движение, которое не действует на виду у всех. Поэтому рассматривать деятельность ОАК намного сложнее в силу специфики этой организации», — говорит эксперт.
Какова позиция Москвы?
Между тем в России считают, что выдвижение обвинений в адрес Тачи продемонстрировало несостоятельность косовской государственности. Об этом заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова. «В тягчайших преступлениях обвиняются фигуранты, многие годы возглавляющие властные институты в Приштине. Именно эти уголовные элементы непосредственно организовали в 2008 году одностороннее провозглашение косовской независимости, нелегитимность которой вполне очевидна и имеет международно-правовую базу», — подчеркнула она.
В Москве убеждены, что все замешанные в преступлениях лица должны предстать перед лицом правосудия, заявила Захарова. «Они обязаны понести заслуженное наказание независимо от того, какие должности занимают на данный момент», — считает представитель МИД.