Польский министр национальной обороны Владислав Косиняк-Камыш заявил, что Варшава готова помочь Киеву вернуть украинцев призывного возраста. Если Украина попросит, Польша даже организует автобусы для перевозки.
«Мы уже давно говорим, что у нас тоже имеется возможность помочь украинской стороне в том, чтобы находящиеся в Польше граждане Украины, на которых распространяется воинская обязанность, вернулись на Украину», — заявил Косиняк-Камыш в интервью каналу Polsat.
Зеленский собрался загнать всех мужчин в окопы
О том, что украинских беженцев надо отправить из европейских городов в окопы, в очередной раз заговорили две недели назад. Судя по многочисленным роликам с участием представителей ТЦК, где украинцы демонстрируют рекорды по бегу, навыки рукопашного боя, высокое искусство маскировки, а также ежедневным сообщениям об очередных задержанных беглецах на границе, украинцы не горят желанием отправляться на фронт. Так как уговорить людей пойти воевать добровольно у Владимира Зеленского не вышло, президент решил максимально усложнить жизнь гражданам от 18 до 60 лет и на Украине, и в Европе.
16 апреля он подписал закон об ужесточении правил мобилизации, в силу он вступит 18 мая. После этого абсолютно все украинцы в течение 60 дней должны приехать в ТЦК (украинские военкоматы) для обновления личных данных. Не уложившимся в срок грозят штрафы и лишение водительских прав, однако главная «засада» состоит в другом. Без обновления военно-учетных документов украинцы, находящиеся за рубежом, не смогут получить в консульствах никаких услуг, главная из которых — оформление нового загранпаспорта. Это касается и снявшихся с воинского учета перед отъездом за границу.
Услышав «благую весть», украинцы начали штурмовать консульства и посольства, чтобы успеть получить необходимые документы до вступления закона в силу. Километровые очереди украсили европейские города и, возможно, даже бы стали на месяц местной достопримечательностью, но у Владимира Зеленского был заготовлен ход на этот случай.
22 апреля украинские власти просто перестали оказывать консульские услуги мужчинам до вступления закона об ужесточении мобилизации в силу. Так совпало.
Немцы оказались добрее поляков
После такого финта Зеленского в европейских СМИ тема беженцев повернулась новой стороной. Раньше писали о нехватке денег на их содержание, нежелании украинцев работать и громких преступлениях, совершенных сбежавшими от ВСУ националистами, теперь — а что же с ними будет без документов.
Представитель МВД Германии заявил, что у господина Зеленского ничего не выйдет.
«С моей точки зрения, совершенно очевидно, что это не повлияет на статус нуждающихся в защите беженцев с Украины, будь то женщины, а это самая большая часть, или мужчины», — заявил 24 апреля официальный представитель немецкого МВД.
Судя по заявлению министра национальной обороны Польши, Варшава, в отличие от Берлина, очень заинтересована в отправке украинцев на фронт.
«Здесь вариантов у польского правительства просто нет. Не поляков же им отправлять на войну. Те, кто готовы были в качестве наемников в этом участвовать, они, эти поляки-наемники, уже закончились, в гробах домой приехали.
Кроме того, у Польши намного больше рычагов для высылки беженцев, чем у немцев.
«В Германии статус беженца законодательно оформлен иначе, чем в Польше. Стран с законодательством, похожим на немецкое, в Европе несколько. Если вы получаете там статус беженца, то он достаточно весомый, его просто так не снять, даже если у вас паспорт просрочен. Поэтому орды беженцев последние десятилетия и ломились в Германию, из Северной Африки, с Ближнего Востока. Германия самая в этом смысле комфортная для них страна. Ломятся в Германию и украинцы, хотя их уже не особо там принимают, там достаточно жестко все теперь. Первый год они прямо транзитом через Польшу караванами ехали, а теперь уже все не так», — объяснил эксперт.
Очевидно, что даже в тех странах, где решат помочь Зеленскому с мобилизацией, большинство призывников предпочтет перейти на нелегальный статус, нежели ехать на смерть. Учитывая криминальную хронику, на благополучии местных жителей это скажется не самым лучшим образом.