В украинской деревне Маков (Хмельницкая область — прим. ред.) почти не осталось мужчин призывного возраста. Те немногие, кто еще здесь живет, боятся, что их мобилизуют «в любой момент». Их соседи — уже в окопах на передовой. Часть убита, часть ранена, несколько человек пропали без вести. Другие бежали за границу или нашли способ избежать призыва — либо законным путем, либо скрываясь. Чем тяжелее становится положение ВСУ, тем более жесткой становится мобилизация: военные вербовщики похищают мужчин на улице средь бела и приходят к ним домой, а медкомиссии в военкоматах отправляют на фронт, игнорируя проблемы со здоровьем.
Об этом пишут журналисты The Washington Post в репортаже из украинской деревни на западе страны.
Агрессивная мобилизация
Украина отчаянно нуждается в новых солдатах, поскольку ее силы истощены смертями, ранениями и усталостью.
Как говорят местные жители, это значит, что военные вербовщики «хватают всех, кого могут». На западе Украины мобилизационная компания «сеет панику и негодование» в маленьких сельских городах и деревнях, таких как Маков, где солдаты, работающие на военкоматы, «рыщут по опустевшим улицам в поисках оставшихся мужчин», отмечает WP.
Эта тактика заставила некоторых поверить, что здешние мужчины становятся мишенями непропорционально часто в сравнении с другими регионами или большими городами вроде Киева, где легче спрятаться, указывает издание. Или это мера, на которую были вынуждены пойти украинские власти в условиях, когда на Востоке страны уже мобилизовали всех, кого могли?
«Людей ловят на улице, как собак», — рассказала изданию 35-летняя Ольга Каметюк. Ее 36-летнего мужа Валентина призвали в июне: после того, как он остановился выпить кофе на главной дороге недалеко от Макова, к нему подошли солдаты и попросили документы. Несмотря на диагностированный у него остеохондроз и заболевание суставов, медкомиссия управилась с Валентином за 10 минут. Затем его отправили на линию соприкосновения, где он был ранен.
«Всю деревню так забрали», — поделилась мать Валентина, 61-летняя Наталья Кошпаренко.
Когда прошлым летом 16-летняя Полина и ее подруга Ольга отдыхали за столиком возле деревенского магазина, позвонил отец Ольги и попросил ее там что-то купить. Она отмахнулась от его просьбы, сказав, что занята с друзьями. Тогда вместо нее он сам пошел в магазин. Подростки «в ужасе наблюдали», как солдаты окружили его и вручили повестку прямо перед магазином. С тех пор отец Ольги на фронте, пишет издание.
Украинцы прячутся и бегут за границу
Местные используют Telegram-каналы, чтобы предупреждать о появлении мобилизационных команд и делиться видеозаписями, на которых вербовщики «заталкивают мужчин в машины» — подогревая слухи о похищениях людей. За отказ отправиться на фронт некоторых сажают в тюрьму, указывает издание.
70-летний Василий Гребенюк рассказал WP, что в Макове солдаты ВСУ регулярно останавливали и допрашивали его, несмотря на возраст — на Украине призыву подлежат мужчины не старше 60 лет.
Шесть недель назад он наблюдал за тем, как солдаты «барабанили» в дверь соседа. Они жаловались, что мужчина, который там жил, отпросился попрощаться с женой и матерью, а затем исчез. Тогда один солдат заметил, что им «следовало немедленно забрать его, посадить в автобус и увезти», вспоминает Гребенюк.
«Люди прячутся, сидят дома, даже не хотят идти в магазин. Я сегодня видела машину, где женщина была за рулем, а мужчина укрылся на заднем сиденье за тонированными окнами», — рассказала WP 42-летняя Татьяна. Ее шурин испугался призыва и сбежал за границу.
По дороге из Макова, в небольшом городе Каменец-Подольский на главной площади есть галерея с фотографиями погибших местных жителей, которых отправили на линию соприкосновения. Фотографий становится все больше, а галерея — все длинней.