От этого уже не отмыться. Зеленский приписал Украине освобождение Освенцима

Президент Украины Владимир Зеленский. © / Reuters

Визит президента Украины Владимира Зеленского на памятные мероприятия, посвященные 75-й годовщине освобождения узников концлагеря Аушвиц-Биркенау, стал, возможно, поворотным моментом в его политической биографии. Украинский лидер перешел черту, оскорбив память миллионов советских воинов, в том числе и своего ныне покойного деда.

   
   

Дуда заговорил о Петлюре

Тон в выступлениях задавал хозяин мероприятия — президент Польши Анджей Дуда, исключивший в своей речи упоминание о бойцах Красной Армии, освобождавшей Освенцим.

«Солдаты Украинского фронта освободили семь тысяч пленных, которые пребывали в этом ужасном месте. Людей, которые страдали тут ужасно. Представить себе это невозможно. Но благодаря геройству солдат были спасены», — заявил Дуда. Упоминания о том, чьей армии принадлежал фронт, не прозвучало.

Затем Дуда и вовсе заговорил о событиях 1920 года, предложив Зеленскому вместе «увековечить память польских и украинских солдат, которые боролись с нападением большевиков» во время советско-польской войны 1919–1921 годов. При этом среди украинских героев польский президент упомянул и Симона Петлюру. Говорить о человеке, чье имя намертво связано с еврейскими погромами, во время почитания памяти жертв Холокоста — это верх бестактности.

«Это позволило нацистам запустить маховик Холокоста»

Но Зеленский этого не заметил. Более того, вину за уничтожение еврейского населения Европы он решил возложить на Советский Союз.

«Польша и польский народ первыми почувствовали на себе сговор тоталитарных режимов. Это привело к началу Второй мировой войны и позволило нацистам запустить смертоносный маховик Холокоста», — заявил президент Украины.

Стремясь сделать приятное польскому хозяину, Зеленский не постеснялся прямо пойти против исторических фактов. Расовые законы, направленные против евреев, были утверждены в Третьем Рейхе в 1935 году, практика принудительной массовой эмиграции использовалась с 1938 года, массовое уничтожение евреев началось с нападением на СССР в 1941 году, а итоговое решение о детальной программе массового уничтожения было принято 20 января 1942 года на конференции в Ванзее. Привязка «смертоносного маховика Холокоста» к «пакту Молотова — Риббентропа» — это намеренное искажение действительности.

   
   

Освободителей Освенцима поделили по национальному признаку

Но и на этом президент Украины не остановился. Говоря об освободителях Освенцима (Аушвица), Зеленский тоже не назвал Красную Армию, упомянув только «Первый Украинский фронт».

«Мы никогда не забудем Игоря Побирченко, командира танка Т-34, который вместе с экипажем первым разбил ворота Аушвица; всех солдат ударного батальона 100-й Львовской дивизии, которые вошли в лагерь под руководством полтавчанина еврейского происхождения Анатолия Шапиро. Вместе с бойцами 322-й дивизии 1-го Украинского фронта освободили лагерь», — сказал президент Украины.

И вроде в данном случае не врет Зеленский, но от такого изложения фактов прямо-таки попахивает теми самыми расовыми законами Третьего Рейха. Потому что из числа освободителей куда-то исчезли боевые друзья Побирченко и Шапиро, чьи факты биографии не вписываются в современную украинскую историческую концепцию.

Не подходит командующий 1-м Украинским фронтом Иван Конев, уроженец Вологодчины, скончавшийся в Москве. Не подходит командир 100-й Львовской стрелковой дивизии Федор Красавин, уроженец Ярославщины, чьи боевые донесения стали первыми задокументированными свидетельствами совершенных нацистами преступлений. Не подошел даже командир 107-й стрелковой дивизии, уроженец Полтавской области Василий Петренко, который в послевоенный период жил в Москве.

Лучше жевать, чем говорить

Скромно умолчал Зеленский и о том, что 100-я Львовская дивизия носила свое название вовсе не по месту своего формирования или по происхождению личного состава. Почетное наименование «Львовская» она получила, отличившись в боях за освобождение украинского города.

Сформирована же дивизия была в 1942 году в Вологде, и костяк ее составили жители северных регионов РСФСР.

Та же история и с 322-й Житомирской стрелковой дивизией. Сформирована она была в 1941 году в Горьковской области и была укомплектована жителями Горького (ныне — Нижний Новгород) и области.

Все это объясняет, почему устроители форума памяти жертв Холокоста в Израиле отказались давать слово Зеленскому. Иногда лучше жевать, чем говорить. В Израиле в выступлениях мировых лидеров было четко сказано, что узников Освенцима освободили солдаты и офицеры Красной Армии. Это единственно возможный подход для психически здорового человека.

Разумеется, не Владимир Зеленский был инициатором растаскивания бойцов Красной Армии, победивших нацизм, по национальным квартирам. Посмотришь сейчас на исторические изыскания в новых независимых государствах, и создается впечатление, что воевали наши деды отдельными национальными формированиями, составленными из русских, белорусов, украинцев, казахов и т. д. Творцы новой истории ревниво выискивают факты — мол, вот там-то на амбразуру кинулся житель нашей республики, а в советские времена про него почти не писали. Как будто герой бросался на вражеский дзот во имя национального приоритета.

От этого уже не отмыться

На Украине «процесс переосмысления» ушел значительно дальше. Там на одну доску поставили бойцов Красной Армии и мародеров и убийц из бандеровских формирований. А теперь вот и просто задним числом создают отдельную виртуальную «Украинскую армию» с исключительно украинскими героями.

Во время гонки за президентское кресло Владимир Зеленский не забыл упомянуть, что дедушка его был фронтовиком. Нормальным фронтовиком, бойцом Красной Армии, а не обитателем националистических схронов. И это, безусловно, добавило ему очков в глазах избирателей.

Правда, в мае 2019 года Зеленский уже на праздник Победы сводил на одной фотографии ветерана Великой Отечественной и связную бандеровцев, но у многих еще теплилась надежда, что это единичный реверанс в сторону националистов.

А сейчас этой надежды уже нет. 42-летний Зеленский получал образование в ту пору, когда националистический угар в Незалежной еще не обрел нынешних масштабов. Поэтому он в действительности прекрасно знает, кто побеждал нацизм и освобождал концлагеря. Зеленский знает, что освобождение Освенцима не было бы возможным не только без тех, кто непосредственно распахнул ворота «фабрики смерти» перед узниками, но и без тех, кто пал, защищая Брестскую крепость, останавливая немцев под Москвой, сражаясь в Сталинграде, форсируя Днепр, освобождая Белоруссию.

И все они, павшие герои Великой Отечественной, плюют в лицо Владимиру Александровичу Зеленскому, ради сиюминутных политических интересов совершившему поступок, от которого ему никогда уже не отмыться.