Освоим Курилы вместе. Договорятся ли Россия и Япония?

Президент РФ Владимир Путин (справа) и премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Архивное фото. © / РИА Новости

Владимир Путин с 15 по 16 декабря совершит официальный визит в Японию. В ходе него глава российского государства проведёт встречу с премьер-министром Синдзо Абэ, а также примет участие в форуме «Российско-японский бизнес-диалог», на котором будут также присутствовать представители деловых кругов двух стран. Ожидается, что в ходе визита могут быть достигнуты стратегические экономические договорённости, а также возможно решение территориального спора за Курильские острова, которые могут быть предложены к совместному освоению. Хотя эксперты оценивают такие перспективы с осторожностью, они отмечают знаковость визита и позитивный настрой японской стороны.

   
   

«В мире, в регионе Дальнего Востока мы естественные партнёры, но отсутствие мирного договора не даёт нам возможности многопланово и многосторонне развивать наши отношения. Поэтому мы, разумеется, будем стремиться к заключению этого договора. Мы хотим полной нормализации отношений. Отсутствие мирного договора между Россией и Японией — это анахронизм, доставшийся от прошлого, и этот анахронизм должен быть устранён. Но как это сделать — вопрос сложный», — заявил во вторник журналистам японских СМИ глава РФ накануне визита в Страну Восходящего Солнца.

По его словам, Россия будет стремиться к подписанию мирного договора с Японией, но для этого необходимо найти компромисс между двумя странами. Он заявил, что сейчас пока невозможно предвосхищать ход и результат грядущих российско-японских переговоров, так как речь идёт о ситуации, сложившейся после событий семидесятилетней давности.

«Но очень бы хотелось, чтобы в ходе моей поездки в родные места господина премьер-министра (Японии Синдзо Абэ) мы вдруг достигли ясного понимания того, как мы можем эту проблему решить. Если это произойдёт, мы будем очень рады... Есть ли шансы? Наверное. Шансы всегда есть, иначе нечего разговаривать. Насколько они велики? Мне сейчас трудно сказать, потому что это будет зависеть в том числе от гибкости наших партнёров», — подчеркнул президент, отметив, что очень любит Японию, её культуру и спорт, в том числе дзюдо, но Россию он любит «ещё больше».

По его словам, нужно всё просчитать и понять, о чём мы можем договориться и какие будут последствия как для Японии, так и для России, с тем чтобы российский и японский народы пришли к выводу, что эти компромиссы приемлемы и соответствуют национальным интересам обеих стран.

Напомним, что главный предмет разногласий России и Японии — это Курильские острова. Сегодня Япония пытается оспорить территориальную принадлежность четырёх островов Курильской гряды, которые вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны: Кунашир, Итуруп, Хабомаи и Шикотан. Только в случае их передачи японские власти согласны подписать с Россией мирный договор. Несколько месяцев назад японская газета «Нихон кэйдзай» сообщила, что Токио предложит России совместное управление островами, но официальный представитель МИД Японии Ясухиса Кавамура опроверг эту информацию, добавив, что позиция Токио по спорным территориям остаётся неизменной.

В октябре официальный визит в Японию совершила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она заявила, что Россия готова идти на компромисс по вопросу о мирном договоре, который может устроить обе стороны, но есть вещи, на которые Россия никогда не согласится.

   
   

«Что касается Курильских островов, то их принадлежность является спорной для Японии, но не для России. Они отошли к нам по итогам Второй мировой войны, что зафиксировано в международных документах. И потому суверенитет России над ними не подлежит сомнению. Как заметил глава Российского государства Владимир Путин, мы территориями не торгуем», — заявила Матвиенко японским СМИ, исключив ограничение «российского суверенитета над Курильскими островами».

По её словам, ещё одно из условий компромисса в отношениях Японии и России — укрепление межгосударственного доверия, развитие всестороннего сотрудничества. Именно поиск новых точек соприкосновения стал темой встреч и переговоров самой Валентины Матвиенко, визит которой стал подготовительным перед поездкой в Японию президента России.

«Мы надеемся, что вы рассмотрите вопрос об отмене санкций в отношении России, так как они негативно сказываются на сотрудничестве и сдерживают развитие товарооборота», — обратилась Матвиенко к министру экономики и промышленности страны Хиросигэ Секо, отметив, что, к сожалению, в последние два года наметилась негативная тенденция товарооборота между странами. По её словам, это невыгодно как для России, так и для Японии, но есть надежда, что межправительственной комиссией (создана правительствами России и Японии) будут приняты меры по исправлению ситуации.

Однако говорить о том, что Россию и Японию сплотят экономические связи, пока сложно. Как заявил во вторник, 13 декабря, вице-премьер, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, инвестиционные проекты с участием японского капитала на Дальнем Востоке России немногочисленны и не являются лидерами по объёмам инвестиций.

«На Восточном экономическом форуме мы представили японским партнёрам пакет из 15 инвестиционных проектов в регионах Дальнего Востока на общую сумму инвестиций более 1 триллиона рублей. На Дальнем Востоке пока очень мало японских инвестпроектов, и они не в числе лидеров по объёму инвестиций», — отметил Трутнев, отвечая на вопрос корреспондента ТАСС о проектах, которые будут обсуждаться с японской стороной во время визита российской делегации во главе с президентом РФ Владимиром Путиным.

По его словам, есть позиция главы правительства Японии Синдзо Абэ, направленная на улучшение экономического сотрудничества двух стран, «есть обоюдное желание», но «не совсем все просто».

В качестве примера непростых отношений с обеих сторон полпред привел два нереализованных инвестиционных намерения. Первое — это предложение японского инвестора по «Русгидро»: по оценке Трутнева, японская сторона предложила условия хуже, чем компания могла получить в российских финансовых учреждениях. Второе — предложение российской стороны о создании японских медицинских центров на Дальнем Востоке.

«Создать японский медицинский центр в России невероятно сложно: получится сложнейшая и очень долгая цепочка сертификаций, без которых невозможно предоставление медицинских услуг российским гражданам в России. О конкретных инвестиционных предложениях я смогу говорить только по итогам поездки в Токио. Желание есть у обеих сторон, впереди — путь, процесс», — отметил полпред.