Двусторонняя встреча Владимира Путина с президентом Монголии Ухнагийн Хурэлсухом прошла в юрте. Традиционное монгольское кочевое жилище находится на пятом этаже Государственного дворца, построенного в 1950-е годы. Во всем кроме своего расположения юрта строго следует местным традициям — вход на южной стороне, натуральные материалы и место для очага. При этом переносное президентское место для жилья украшено полудрагоценными камнями, золотом, серебром и деревянной резьбой.
Президент Киргизии дарил юрты
Высший прием в юрте — отличительная черта не только монгольского государственного протокола. Два года назад в подобных условиях расположились президенты Киргизии, Казахстана и Узбекистана. Садыр Жапаров, Касым-Жомарт Токаев и Шавкат Мирзиеев пообщались втроем в традиционной тюркской юрте перед водной прогулкой на теплоходе по озеру Иссык-Куль.
Год спустя киргизский президент показывал традиционное жилище уже Владимиру Путину. Юрта была разбита на территории резиденции. Как указывал в материале о поездке корреспондент «Коммерсанта» Андрей Колесников, рядом с юртой пасся конь: «Владимиру Путину подарили и то, и другое».
Садыр Жапаров также иногда дарит юрты киргизским диаспорам в разных странах мира.
В шатре Каддафи устанавливали телевизоры и неоновую подсветку
Самым известным приверженцем традиций в плане размещения считался ливийский лидер Муаммар Каддафи. Арабский полковник возил с собой в заграничные путешествия бедуинскую палатку и использовал ее в качестве постоянного жилища. Официальные встречи в шатре он проводил, даже когда находился на родине. Бедуинское жилье разбивалось неподалеку от резиденции Каддафи в Триполи.
Размеры самой палатки в различных поездках менялись. Чаще всего она занимала примерно 60 квадратных метров. Однако во время поездки в Минск шатер раскинулся на 135 квадратных метров, что больше стандартной трехкомнатной квартиры в постсоветских странах.
В шатре Муаммара Каддафи были установлены кресла и диваны, телевизоры, неоновые лампы и обогреватели. Для поддержания антуража электроприборы прикрывались коврами.
Внешний слой палатки традиционно был обтянут верблюжьей шерстью и выглядел скромно. Возле входа расстилали дорожку и разводили живой огонь. Во время визита в Москву в 2008 году шатер ливийского лидера был установлен в Тайницком парке Кремля.
«Формально, юрта и бедуинский шатер — родственные явления, типичные для кочевых народов. Различия могут быть в том, что юрты более распространены в суровых климатических условиях — обязательным элементом у них является открытый очаг в центре. В наше время его часто заменяет печь „буржуйка“. В Монголии юрты распространены до сих пор. Это не просто дань традиции, там реально живут многие местные жители. Бывает, что в населенных пунктах традиционные юрты соседствуют с советскими хрущевками. Даже имея квартиру в том же Улан-Баторе, некоторые все равно предпочитают жить в юрте — так привычнее», — рассказал в комментарии aif.ru востоковед Кирилл Котков.
По словам специалиста, торжественный прием в походной юрте — жест, который символизирует особый уровень доверия к гостю. Этот вид походного жилища позволяет сохранить тепло в самых суровых климатических условиях. Кроме того, юрта является определенной зоной уязвимости для хозяина.
«Это жест особого гостеприимства. Монголия, расположена между Россией и Китаем, и поэтому она просто обязана иметь хорошие отношения с этими странами. Нужно понимать, что к России Монголия даже ближе, чем к Китаю. Китай там все-таки немного побаиваются», — отмечает эксперт.
Визит президента РФ Владимира Путина в Улан-Батор плодотворно скажется на двустороннем сотрудничестве двух стран, уверен эксперт.