Обмен Медведчука. Что требует Киев за задержанного политика

Виктор Медведчук. © / Reuters

Задержанный киевским правительством Виктор Медведчук будет использован в качестве политической валюты, полагают политологи. Его же обмен на украинских военных только продемонстрирует политический статус. Требуя за политического оппонента сотни своих солдат, Киев лишь подчёркивает его значение. Делая ещё более очевидными репрессии, которым подвергался и подвергается и сам Виктор Медведчук, и его партия.

   
   

Санкции в отношении собственного гражданина

Президент Владимир Зеленский боролся с оппозицией и до начала СВО. Санкции в отношении Виктора Медведчука были введены ещё в феврале 2021 года. Сам политик в октябре прошлого года был помещён под домашний арест по обвинению в «государственной измене». Из которого, как утверждают в Киеве, он бежал. Однако у экспертов существуют подозрения, что никакого побега не было. Медведчук был помещён в тюрьму СБУ и теперь его достали как некий козырь из рукава. Теперь киевское правительство не просто вводит санкции в отношении собственного гражданина, но и готовит его обмен на других своих граждан. Пожалуй, что подобных прецедентов в мировой истории не бывало.

Как отмечают эксперты, наверное, Россия могла бы и обменять задержанного политика. Хотя бы из соображений гуманности. Но только по формуле 1 к 1, среди прочих других. Отметим, что Медведчук не единственный задержанный украинскими спецслужбами не лояльный к нынешним властям. Список граждан Украины, которых фактически взяла в заложники украинская же власть, гораздо обширнее. О задержании Виктора Медведчука, словно о большой победе, заявил сам Зеленский в своём Телеграм-канале. Судьба же иных неизвестна.

 Устранить негатив от поражения с помощью пиара

Но даже на этом фоне случай Медведчука исключителен. В конце концов он действительно один из ведущих украинских политиков. А его партия — главная оппозиционная сила в стране, в которой практически всё политическое поле захвачено постмайданными силами. «Оппозиционная платформа — За жизнь» была последней значимой политической партией, которая могла оппонировать современному украинскому политическому мейнстриму, выступала за федерализацию и сотрудничество с Россией. Разборки между Зеленским и Порошенко относятся уже к жанру внутривидовой борьбы. Тем более что дело о государственной измене в отношении Петра Порошенко как-то тихо и незаметно свелось на нет.

Конечно, в Киеве рассчитывают на то, что арест «коллаборациониста» Медведчука затмит в глазах украинского обывателя то удручающее поражение, которое терпят в Мариуполе полк «Азов» (признан экстремистским и запрещен на территории РФ) и морпехи ВСУ. А весь последующий политический негатив для Банковой улицы можно устранить с помощью пиара. 

Как отмечают политологи, если уж Зеленский готов отдавать своих же граждан, то равнозначным был бы обмен тех преступников, которые пытали и убивали пленных российских солдат. На этих нацистов было бы не жалко обменять и сто, и пятьсот, и тысячу взятых в плен украинских солдат, уверены эксперты. Но на это вряд ли пойдёт сам Зеленский. Поскольку ясно понимает, что с таким обменом моментально может завершиться и его карьера, а возможно, и физическое существование. Тут придётся выбрать, что важнее — судьба солдат ВСУ или тот политический капитал, который можно выторговать.