О чём рассказали Вячеславу Костикову русские эмигранты?

Увидел в книжном магазине объёмный том авторства Вячеслава Костикова. Это же обозреватель «АиФ». Тогда у меня к нему вопрос: кем он сам себя считает в первую очередь — писателем или всё-таки журналистом?

   
   

С. Петухов, Москва

Ответ редакции

— Отвечу читателю так, — говорит Вячеслав Костиков. — Публицистика для меня — это профессия, а художественная проза — увлечение. Вот и в новой книге «Не будем проклинать изгнанье...» основная часть — это художественная публицистика о русской эмиграции первой волны, уехавшей в Европу. На мой взгляд, сегодня совсем нелишне вспомнить о событиях тех дней и о движущих силах изгнания.

Фрагмент обложки книги

— По вашему мнению, Европа сильно выиграла от этого притока нашей элиты?

— В интеллектуальном плане главным образом выиграли менее развитые в тот момент страны — Болгария, Чехия, Сербия. В тех же чешских университетах наши учёные-эмигранты подняли уровень преподавания очень высоко. А во Франции, к примеру, был и такой интересный аспект. Русские эмигранты начали прибывать туда в начале 1920-х. А Франция тогда была страшно обескровлена Первой мировой, там, как и в России после Великой Отечественной, остро не хватало молодых мужчин. Поэтому красивые, образованные русские парни — офицеры, преподаватели, творческая интеллигенция — были восприняты как очень полезный элемент французской жизни. В частности, они котировались как очень хорошие женихи.

— У вас у самого богатейшая биография: вы много работали за границей, служили послом в Ватикане, были пресс-секретарём Бориса Ельцина, вашу квартиру снимали Высоцкий и Влади... Не возникало ли искушения сделать кого-то из этих персон прототипами романов?

— Я его даже реализовал. В романе «Диссонанс Сирина» действующие лица — русские эмигранты. Прототипом одного из главных героев стал известный советский реставратор Александр Греков. После революции он вместе с тремя братьями оказался в Париже, а после Второй мировой, когда на патриотической волне многие русские эмигранты вернулись в Советскую Россию, он также оказался в числе «возвращенцев». Судьба его здесь складывалась непросто, тем не менее Греков стал одним из самых известных реставраторов новгородских фресок. Познакомился я с ним, когда работал в Париже, — Греков приезжал туда с выставкой своих работ.

А Ельцин, Высоцкий... О них уже столько написано, что мне поздновато за это браться (смеётся).