«Нужна помощь России». Норвегия разделилась по «русскому вопросу»?

Лайнер Viking Sky. © / Reuters

В случае крупной аварии или катастрофы у берегов Северной Норвегии, страна не обойдется без помощи российских спасателей. Об этом в интервью изданию Klassekampen заявил глава комитета по предупреждению чрезвычайных ситуаций норвежской провинции Финнмарк Ронни Шелдеруп.

   
   

Опасный дрейф Viking Sky

23 марта 2019г. недалеко от норвежского порта Мольде потерял ход из-за отказа двигателей круизный лайнер Viking Sky.

Судно, построенное на итальянской верфи Fincantieri, начало совершать круизные рейсы с февраля 2017 года. По версии справочника Berlitz Cruising & Cruise Ships Guide-2019 судно занимает 2-е место в TOP-10 лучших судов среднего размера. В момент отказа двигателей на борту Viking Sky находились 915 пассажиров и 458 членов экипажа.

Ситуация не была катастрофической, но норвежские власти признали ее потенциальную опасность. «Ветер довольно сильный. Поэтому мы бы предпочли, чтобы пассажиры находились на суше, а не на борту», — заявил представитель полиции Тор Андре Франк. Видео, снятое пассажирами, показывает, что на борту Viking Sky в эти часы было как минимум неуютно. Лишенное хода судно раскачивалось на волнах из стороны в сторону так, что в салонах мебель буквально летала из угла в угол.

Власти начали эвакуацию пассажиров при помощи вертолетов. Море было настолько бурным, что спасательные суда просто не могли подойти к Viking Sky. Около 500 пассажиров были перевезены на берег вертолетами к тому моменту, когда экипажу все же удалось перезапустить двигатели и прийти в порт своим ходом. Норвежские моряки признаются, что удалось избежать худшего сценария — лишенный хода лайнер вполне могло выбросить на камни.

«Я начала молиться. Я молилась за безопасность всех на борту», — рассказала журналистам телекомпании NRK пассажирка Джанет Джейкоб.

Жертв в результате ЧП не было, но трое пассажиров получили серьезные травмы. Всего же в больницах оказалось 16 человек — многим понадобилась помощь из-за пережитого стресса.

   
   

«Худшее — это несчастный случай на борту крупного лайнера. Тогда проблем не оберешься»

Пока Viking Sky поставлен на ремонт, в Норвегии активно обсуждают сложившуюся ситуацию. Для эвакуации людей были задействованы четыре вертолета, но они смогли перебросить на берег лишь чуть более трети находившихся на борту. А что было бы, если бы Viking Sky начал тонуть? На борту сотни человек, среди них много пенсионеров, а вода у берегов Норвегии даже в летнее время не слишком располагает к купанию.

Как пишет Klassekampen, летом 2019 года на мыс Нордкап прибудут 108 круизных рейсов, крупнейший из которых рассчитан на 3000 пассажиров. Более 20 судов пойдут на архипелаг Шпицберген. Самый крупный из этих лайнеров вмещает 5000 человек.

Ронни Шелдеруп откровенно заявил: «Худшее, что может произойти, — это несчастный случай на борту крупного лайнера. Тогда проблем не оберешься, и этого нельзя не признать».

Норвегия надеется на помощь России и ее вертолеты

При этом в провинции Финнмарк есть только один спасательный вертолет. В случае ЧП можно надеяться также на вертолеты норвежской береговой охраны, а вот военные вертолеты армии Норвегии из северных районов страны перебазируются на юг.

«Наши ресурсы ограничены, и мы сильно зависим от иностранной помощи», — признался Шелдеруп.

Норвегия заключила соглашения о совместных спасательных работах с соседними странами, в том числе с Россией. Глава комитета по предупреждению чрезвычайных ситуаций Ронни Шелдеруп считает, что в случае масштабной катастрофы, например, пожара на круизном лайнере у берегов провинции Финнмарк, норвежцам придется полагаться на Россию, которая располагает большими вертолетами на Кольском полуострове.

У двух стран есть опыт крупных совместных спасательных операций. В июне 1989 года круизный лайнер «Максим Горький» попал в ледовое поле в Гренландском море у берегов Шпицбергена и получил значительные пробоины. Были затоплены 2-й,3-й и 4-й отсеки. На борту в тот момент были 575 пассажиров и 378 членов экипажа. В спасательной операции приняли участие норвежский сторожевой корабль Senja, вертолеты береговой охраны Норвегии и советские суда: спасатели «Заря», «Агат» и теплоход «Печенга». Жертв удалось избежать. Корабль удержался на плаву и впоследствии был отправлен на ремонт.

«Российская угроза»: политиков не интересует сотрудничество?

Ветераны спасательных служб Норвегии признаются, что угроза крупного ЧП только растет — с каждым голом круизных лайнеров в северных водах становится все больше, а экипажи их зачастую не в полной мере готовы к работе в подобных условиях.

Пока представители норвежской провинции Финнмарк говорят о жизненной необходимости сотрудничества с Россией, в Осло раздаются совсем другие голоса. В феврале 2019 года глава норвежской разведки генерал-лейтенант Мортен Хага Лунде во время своего ежегодного выступления в Военном обществе Осло заявлял: «Военная активность России в нашем регионе сигнализирует о ее недовольстве Норвегией. Нет никаких признаков того, что отношения между Россией и Западом в 2019 году улучшатся».

В настоящее время в Северной Норвегии идет строительство РЛС Globus III, которая должна быть введена в эксплуатацию в 2020 году. Наряду с уже действующим объектом Globus II, она может быть использована для слежения за российскими ракетами в интересах национальной ПРО США. Этот объект не делает отношения России и Норвегии более добрососедскими.

В ноябре 2018 года в Норвегии прошли самые масштабные за последние десятилетия учения НАТО «Единый трезубец». По сценарию учений, Норвегия подверглась нападению вымышленной страны «Муринус». В учениях были задействованы более полусотни кораблей, 250 самолетов, десять тысяч единиц транспорта и 50 тысяч человек личного состава. Против кого в действительности были направлены учения, нетрудно догадаться. Тем более, что обвинения в адрес России звучали в их ходе. Министерство обороны Норвегии заявляло, что «российские военные в Арктике нарушили работу систем GPS во время учений НАТО». 

Очень бы не хотелось, чтобы подобная двойственность взглядов норвежских официальных лиц однажды привела к большой трагедии. Политические амбиции определенно не стоят сотен жертв.