Ну, и кто фашист? Путин объяснил удары России по Украине

Президент РФ Владимир Путин проводит встречу с руководителями международных информационных агентств. © / Валентина Певцова / РИА Новости

Президент России Владимир Путин на пресс-конференции с руководителями мировых информагентств три часа разъяснял позицию РФ по самым ключевым вопросам. Aif.ru приводит его самые важные заявления.

   
   

Об отношениях с Белоруссией и Западом

«Мы с президентом Белоруссии знакомы давно. В разное время по-разному складывались наши отношения. Но поскольку в основе отношений лежат фундаментальные интересы обоих народов, то всегда опирались на это, и удавалось найти решения. Поэтому мы строили Союзное государство, у нас всё получается. Мы делаем это, исходя из настроения наших народов».

«Всегда смотрим на наши интересы, прежде всего в сфере экономики, в сфере политики, в том числе внешней политики».

«У нас товарооборот — 48 млрд долларов. Экономические отношения очень диверсифицированы. Это касается и сельского хозяйства — почти 90% всего экспорта Белоруссии приходится на российский рынок в области сельского хозяйства, промышленного производства и кооперации».

«И лидерам Евросоюза можно найти [решения сложных вопросов], если бы они чувствовали себя более уверенно и набрались бы больше мужества для защиты национальных интересов».

О том, кто предпочтительнее для России на выборах президента США

«Все восприняли моё заявление по поводу [президента Джо] Байдена с усмешками и увидели в этом какой-то скрытый даже „наезд“ на него. Он мог и начал меня даже атаковать. Я так и думал, что так и будет. Значит, я прав, он предсказуем. Это подтверждает только наши соображения о том, о чём я говорил».

«По большому счёту, нам всё равно. [Экс-президент] Дональд Трамп начал вводить массированные санкции в отношении России. Вышел из разговора по ракетам средней и меньшей дальности.

   
   

«То, что в Штатах происходит, в ходе внутриполитической борьбы страна сжигает себя изнутри, своё государство, свою политическую систему».

«Во всём мире является очевидным, что преследование Трампа, тем более в судебном порядке, по обвинениям, которые сложились на основании событий, которые происходили годы назад, без прямых доказательств, — это просто использование судебной системы в ходе внутриполитической борьбы, впрямую». 

«В сфере политике и в экономике сегодняшняя администрация совершает одну ошибку за другой, одну за другой. Мы во внутриполитические процессы в США никогда не вмешивались и вмешиваться не собираемся».

О том, как Байден или Трамп изменят политику США по Украине

«Я не могу сделать однозначного вывода, изменится что-то или нет. Нужно посмотреть на приоритеты будущей администрации».

«Если будущая администрация будет ориентирована на национальные интересы и если они будут считать, что национальные интересы заключаются в том, чтобы стабилизировать ситуацию внутри страны, чтобы сделать ставку не на иммиграцию, а на консолидацию общества внутри США, чтобы избавиться от тех ошибок, которые привели к большой инфляции и к огромному долгу внутри Соединённых Штатов, то тогда, конечно, исходя из внутренних национальных интересов, если будут действовать таким образом, они будут преследовать цели глобального либерализма, который разрушают сами США. Это стремление быть лидером глобального либерализма».

«Если будут руководствоваться национальными интересами, тогда могут быть какие-то изменения во внешней политике и в отношении Украины».

«Украина в США никого не интересует. Вашингтон борется не за украинский народ, а за своё величие и за своё лидерство в мире. И не хочет допустить какого бы то ни было успеха России».

Об отношениях с Азербайджаном и транспортном коридоре «Север — Юг»

«Отношения у нас развиваются успешно, надёжно, очень прагматично. Мы чувствуем настрой руководства Азербайджана на строительство межгосударственных связей на основе взаимного интереса. По-другому невозможно себе объяснить наличие 300 школ, которые функционируют в Азербайджане, на русском языке работают и детей учат. И я знаю, что президент [Ильхам] Алиев поддерживает изучение русского языка».

«С точки зрения развития логистики, это касается не только дороги „Север — Юг“, но и по другим векторам, строительство логистических центров, в том числе на границе России и Азербайджана на дагестанском участке».

«У нас много студентов учится в России, в том числе на бюджетной российской основе, из Азербайджана».

«Дорога „Север — Юг“ может превратиться в востребованный международный коридор, когда грузы из порта Петербурга будут идти через всю европейскую часть в Азербайджан, потом в Иран и с выходом на берег Персидского залива. Алиев поддерживает этот проект, поддерживает и иранское руководство. Он обещает быть очень выгодным».

О конфликте на Украине

«Мы никому не угрожаем, тем более главе другого государства. Все считают, что Россия начала войну на Украине. Но никто на Западе не хочет вспоминать, что эта трагедия началась с госпереворота на Украине. Разве забыли те, кто сегодня пытается обвинять Россию, что министры иностранных дел Польши, Германии и Франции приехали в Киев и поставили свои подписи под документом об урегулировании внутриполитического кризиса как гаранты того, что кризис должен быть завершён мирным, конституционным путём? Этого в Европе предпочитают не вспоминать. Они и виноваты в том, что случилось, наравне с США, которые провоцировали захват власти неконституционным путём».

«Россия предприняла все усилия, для того чтобы найти формулу урегулирования мирными средствами, и в 2015 году в Минске подписали так называемые Минские соглашения, которые были конституированы решением Совбеза ООН. Но решили эту проблему закрыть вооружённым путём. Почему-то об этом ни в Германии, ни в других европейский странах, ни в США — никто не хочет вспоминать».

«Восемь лет мы старались добиться решения этой проблемы мирным путём».

«Мне когда-то бывший канцлер [Германии Ангела Меркель] сказала: „Знаешь, в Косово НАТО действовала без решения Совбеза [НАТО]“. Но там же восемь лет проливалась кровь, в Косово. А здесь, когда проливалась кровь русских людей в Донбассе, — это что, не кровь, а водичка, что ли? Об этом никто не хотел ни думать, ни замечать этого».

О признании ДНР и ЛНР

«Мы вынуждены были признать их независимость [ДНР и ЛНР]. Мы же не признавали почти восемь лет их независимость. Всё ждали, пока сможем договориться мирным путём и решить этот вопрос. И вынуждены были предпринять попытку вооружённым путём заставить их это сделать».

«Мы признали независимость этих самопровозглашённых республик. Могли это сделать или нет с точки зрения международного права? Как говорит статья первая Устава ООН, могли. Это право наций на самоопределение. А международный суд ООН принял решение, что при решении вопроса о независимости и самостоятельности, если какая-то территория какой-то страны принимает такое решение, она не обязана обращаться в вышестоящие инстанции этого государства. Всё это было сделано в связи с Косово. Но есть решение Международного суда ООН, там так и написано: если какая-то территория приняла решение о независимости, она не обязана обращаться в столицу за получением разрешения на реализацию этого права. Но если это так, а так написано в решении суда ООН, значит, эти непризнанные тогда республики — Донецкая и Луганская — имели право это сделать. Мы их признали и заключили с ними договор об оказании помощи в случае агрессии. Но Киев вёл войну против этих государств, которые мы через восемь лет признали».

«Мы слышим: ну, всё равно вы напали. Мы не напали, мы защищались. А первый шаг к войне сделали те, которые поощряли кровавый антиконституционный госпереворот».

О поставках западного оружия на Украину

«Поставки оружия в зону конфликта — это всегда плохо. Тем более если это связано с тем, что те, кто поставляют, управляют этим оружием, и это очень серьёзный и опасный шаг».

«Когда на украинской земле появились первые немецкие танки, это произвело морально-этический шок в России, потому что отношение к Германии было хорошим. Очень хорошим. Как говорил один из известных немецких политиков, после Второй мировой войны ФРГ никогда не была в полном смысле суверенным государством».

«Я понимаю зависимость Германии в области безопасности. И зависимость в политике, потому что куда ни ткни, в какое-нибудь крупное издание: бенефициар за океаном — какой-нибудь американский фонд».

О взрывах на «Северных потоках»

«Взорвали трубопроводы [„Северные потоки“] по дну Балтийского моря. Никто не возмущается. Мы поставляем газ в Европу через Украину. Через Турцию идёт по „Турецкому потоку“. Хорошо, взорвали одну трубу „Северного потока“, но вторая труба жива. Почему Германия не хочет получать наш газ по этой трубе? Через Украину можно получать, через Турцию можно получать, а по Балтийскому морю нельзя? Это бред!»

«Сказали бы, что Европа вообще не должна получать газ. Мы переживём. Но вам нужно покупать втридорога сжиженный природный газ через океан?» 

«Польша взяла и закрыла свою ветку в Германию „Ямал — Европа“. Мы не закрывали. Результат влияния на экономику ФРГ печальный. Многие предприятия крупной промышленности ищут, где бы им приземлиться, не только на германской территории. И в США открываются, и в Азии. И становятся неконкурентоспособными».

Количество потерь на Украине

«Наши потери в разы меньше, чем с украинской стороны. В плену находится 1348 человек наших солдат и офицеров. Недавно был обмен: 75 на 75 человек. Украинских солдат у нас — 6465».

«Если говорить о безвозвратных потерях, то соотношение такое же: один к пяти. В месяц украинская армия теряет 50 тысяч человек».

Об отношениях с Ираном

«У нас хорошо развиваются отношения с Ираном. И Россия, и Иран находятся под санкциями. У нас развиваются торгово-экономические связи. При президенте [Ибрахиме] Раиси Иран стал членом ШОС и БРИКС. Мы двигались вместе в понятном направлении создания многополярного мира».

«Надеемся, что все, что было заложено президентом Раиси в российско-иранских отношениях, будет продолжено. Сомнений у меня в этом и нет. Надеюсь на встречу с новым президентом Ирана на площадках ШОС и БРИКС. Уверен, что найдем общий язык и будем работать над реализацией всех планов, которые были намечены ушедшим из жизни президентом Раиси».

О Китае

«Двусторонние отношения России и Китая основаны на глубинных взаимных интересах. 15 лет Китай является нашим основным торгово-экономическим партнером. Объем торгового оборота превышает наши ожидания. Мы его диверсифицируем. Китайцам удалось создать такую эффективную модель экономического развития, более эффективную, чем в США».

«Большая ошибка США и европейских стран, которые хотят или пытаются как-то затормозить экономику Китая, потому что, чтобы самим быть успешными, надо было бы встраиваться в эти процессы, а не пытаться им помешать».

«Под умелым, профессиональным руководством председателя Си Цзиньпина экономика развивается нужными для Китая темпами».

О Европе

«Производная от состояния экономики — это положение в сфере социальной политики, в области доходов граждан, сохранения и создания новых рабочих мест, в области их потребления. Граждан Европы беспокоит материальное благополучие. Но в результате политики подавляющего большинства стран Запада оно если не исчезает, то находится в зоне риска».

О Казахстане

«Торгово-экономические связи растут уверенно каждый год. У нас огромная совместная граница. Мы с [президентом] Касым-Жомартом Кемелевичем [Токаевым] на контакте. У нас добрые, доверительные, дружеские отношения».

«Если говорить об энергетике, мы не только в Узбекистан будем подавать газ, будем то же самое делать и в отношении Казахстана».

«Не вижу ни одного вопроса, который бы был спорным и который хоть как-то осложнял наши отношения».

«Мы скоро собираемся в Астану, там будет и ШОС, и потом другие всякие мероприятия, у меня есть приглашение, и я им воспользуюсь».

О западных советниках на Украине

«Они присутствуют на Украине, несут потери».

«Что касается [дальнобойных ракет] ATACMS, украинские военные не могут самостоятельно все сделать и нанести удары этой ракетой. Нужно иметь спутниковую разведку, сформировать полетное задание, а потом ввести его в ракетную систему. Украинские военнослужащие могут лишь принять участие в выборе цели».

«Если это ATACMS, значит, это делает Пентагон. Если Storm Shadow, значит, это делают британцы».

«Когда военнослужащие бундесвера думали о том, наносить удар по Крымскому мосту либо по другим объектам, они же думали сами. И собирались это делать. То же самое касается французских специалистов».

«Мы будем совершенствовать наши системы ПВО. Будем их [ракеты] уничтожать». 

«Если кто-то будет поставлять такое оружие в зону боевых действий для ударов по нашей территории, то почему у нас нет права поставлять наше оружие в регионы, где будут наноситься удары по чувствительным объектам тех стран, которые делают это в отношении России. То есть ответ может быть симметричным».

О Корее

«Русофобского настроя в работе руководства Кореи не наблюдается. Нет и прямых поставок каких-то вооружений в зону конфликта, и мы это высоко ценим».

О санкциях

«Санкций набралось 16–17 тысяч. Проблемы создаются, но мы их преодолеваем. То, что раньше в большом количестве закупали, приходится включать мозги, приходится обращаться к нашим производителям и разработчикам».

Об Афганистане

«Надо исходить из реалий: талибы контролируют власть в Афганистане, и нужно добиваться того, чтобы все договоренности на уровне ООН были исполнены. Надо выстраивать отношения с правительством, налаживать отношения». 

О Курильских островах

«Ключевой вопрос в отношениях — это мирный договор, и его сложно было решать без определения вопроса о Курильских островах. СССР в 1956 году готов был передать Японии два острова, это было ратифицировано Верховным советом. Японская сторона отказалась исполнять эти договоренности, и СССР отказался от ратификации договора».

«Проблема посещения островов исходит из того, что это суверенные территории России. Почему я не должен посещать территорию России? Мы так считаем, потому что были подписаны соответствующие документы, в том числе США по результатам Второй мировой войны. Правда, пока не планировал посещать острова в силу занятости».

«А объявления Японии о том, что она присоединяется к попыткам добиться стратегического поражения России, это не является препятствием для продолжения диалога по мирному диалогу, это хорошие условия для переговоров по мирному договору, моё гипотетическое желание посетить острова — это серьезнее, чем заявление правительства Японии о том, что нужно добиться стратегического поражения России?»

«Мы видим ангажированность Японии в украинском кризисе, и сейчас нет условий для продолжения диалога между Россией и Японией».

О КНДР

«КНДР неоднократно демонстрировала желание договариваться, в том числе с США. Американцы в одностороннем порядке нарушили договорённости, корейцы вышли из них».

«Что нам мешает развивать отношения со страной, с которой у нас общие границы. КНДР — наши соседи, мы будем развивать отношения, нравится кому-то или нет».

Об израильско-палестинском конфликте

«Решающий вклад должны внести страны региона, Лига арабских государств, Египет и Саудовская Аравия, Турция. США должны быть исключены».

«Мы выступали с инициативой прекращения огня, но США это блокируют».

Об угрозе ядерной войны

«Американцы — единственная страна, которая использовала ядерное оружие во Второй мировой войне. Давайте не доводить даже не до использования, а до угрозы использования. Почему-то на Западе считают, что Россия никогда этого не использует. У нас в доктрине написано, если чьи-то действия будут угрожать нашему суверенитету и территориальной целостности, мы считаем для себя возможным использовать все имеющиеся в нашем распоряжении средства. Нельзя относиться к этому легко».

О гегемонии США

«Советский Союз рухнул, и осталась одна супердержава, которая посчитала, что всё, теперь на её плече боженька заснул и можно всеми командовать Но мир сложный, многообразный, быстро развивается, появляется новый центр силы. Посмотрите, как Азия развивается. Это будет неизбежно приводить к изменению конфигурации в мире. Уже нельзя говорить о монополизме, мир всегда многообразен. США тратят совокупно на оборону больше всех стран, вместе взятых, огромные деньги идут на содержание баз за границей. Идёт ли это на пользу гражданам США? Я думаю, что нет. Нынешнее руководство [в Вашингтоне] хочет любой ценой удержать имперское положение и только наносит себе ущерб. Однополярного мира уже нет». 

О легитимности Зеленского

«Это вопрос 103-й статьи Конституции Украины, там прописано, что президент избирается только на 5 лет. Есть 183-я статья, где написано, что в условиях военного положения срок полномочий парламента пролонгируется. Но насчёт пролонгации срока полномочий президента там ничего не сказано. Есть закон, который объясняет статус военного положения, и там написано, что полномочия президента переходят к парламенту и что выборы президента в условиях военного положения не проводятся, но там же не написано, что они пролонгируются. А если не написано, то значит нет. Напротив, есть статья 109 Уголовного кодекса Украины, что это называется захватом власти. И с кем подписывать договор? Тем не менее всё можно решить, обо всём можно договориться. Было бы желание подписывать договор. А с кем его подписывать, мы найдём».

Об отсутствии приглашения на юбилей высадки в Нормандии

«Мы всегда с огромным уважением относились к нашим союзникам: и к американцам, и к англичанам, и к британцам, и к французам. Знают ли во Франции, что именно [Иосиф] Сталин настоял на том, чтобы Франция присутствовала и была подписантом Пакта о капитуляции Германии? Хотя США и Великобритания возражали. Французы это не помнят, не хотят или не придают этому значения. Но это исторический факт. Мы всегда с уважением относились к борющейся Франции, несмотря на то, что гитлеровские войска маршировали по Парижу. Мы поддерживали тех, кто сражались. Мы всегда помним об этом, у нас всегда двери открыты для переговоров, встреч. Вот сейчас будет праздник, но мы, получается, чужие на этом празднике жизни. А сколько солдат погибло во время борьбы с нацизмом? 500-600 тысяч англичан, ещё меньше кратно, чем в Первую мировую войну. Основные жертвы на алтарь общей победы были принесены СССР, по последним данным, где-то 27 млн человек, из них 70% — РСФСР, то есть Россия».

«Бог с ними, пускай отмечают и без нас. Это ответ на вопрос, кто хочет диалога, а кто не хочет. Думаю, что руководство сегодняшней Украины будет присутствовать. Ну, как можно праздновать такую серьёзную дату в борьбе с нацизмом с теми, кто неонацистов возводит на пьедестал почёта и делает национальными героями? Сегодняшний символ украинской государственности — это [Степан] Бандера. Но он был одним из основных сподвижников [Адольфа] Гитлера в Восточной Европе. Именно руками бандеровцев расстреливались тысячи не только русских и поляков, но и евреев. Да, в конце войны он начал вынюхивать и понимать, что победа от Гитлера ускользает, и начал искать союзников уже на западном направлении. И немцы это заметили. Но это основной коллаборационист. Ходил с поднятыми руками и приветствовал, впрямую работал на нацистов».

«Действующий на тот момент ещё легитимный глава украинского государства [Владимир Зеленский] в Канаде аплодировал бывшему солдату СС стоя. Только СМИ Европы и США замалчивают этот факт, как будто бы этого не было. Сказали, что этот человек во время Второй мировой войны воевал против русских. Все встали, включая президента Украины, и ему аплодировали. А кто воевал против русских во время Второй мировой войны? Гитлер и те, кто сотрудничал с ним. Завтра все эти люди будут отмечать высадку в Нормандии».