В ночь на среду по московскому времени президент прилетел в Южно-Сахалинск. Город только-только «отпустил» очередной циклон, который освежил и без того огромные горы снега. Теперь в них отражалось ослепительно яркое солнце, было морозно. Но сахалинский мороз, как выяснилось, - это часть технологического процесса на первом в России заводе по сжижению природного газа.
На его открытие прилетели также представители Великобритании, Нидерландов и Японии. Компании этих стран - англо-голландская Royal Dutch Sell, Mitsui и Mitsubishi - акционеры проекта «Сахалин-2», реализуемого вместе с «Газпромом» на условиях соглашения о разделе продукции.
- Надеюсь, «джетлэг»* не помешает присутствующим отметить это хорошее событие, - выступил с тостом президент Медведев на торжественном обеде в администрации Сахалинской области после осмотра завода на берегу бухты Анива и стоявшего на якоре газовоза «Гранд Анива». - Надеюсь, что такой проект вдохновит зарубежные и отечественные компании к развитию подобных проектов в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах России. Думаю, мы станем свидетелями организации новых серьезных проектов в энергетической сфере.
Снаружи завод выглядит беспорядочным нагромождением различных труб. По сути это - большой холодильник, который при температуре в минус 160 градусов Цельсия сжижает природный газ.
Вообще-то Кремль на торжественной сахалинской церемонии предпочёл бы видеть первых лиц стран, но, по нашим сведениям, в Москве с пониманием отнеслись к проблемам коллег - премьер-министров Великобритании и Нидерландов - которые не смогли «взломать» свои графики и принять приглашение лично.
Британцы отправили на другую для них сторону Земли Герцога Йоркского принца Эндрю, голландцы - министра экономики Марию ван дер Хувен. А вот Японию представлял лично премьер-министр Таро Асо. Благо ему и лететь ближе всех: от японского острова Хоккайдо до Сахалина через пролив Лаперуза всего 40 километров.
Но тот же принц Эндрю, как выяснилось, на Сахалине уже был, а вот японские премьер-министры не были ни разу. По крайней мере с 1945 года, когда Япония по результатам Второй мировой войны потеряла права на Южный Сахалин. С 1905 года - то есть с другой войны, проигранной Россией русско-японской, эта земля называлась Карафуто и наравне с Курильскими островами принадлежала Японии. Судя по сообщениям прессы, японские националисты даже требовали от Таро Асо не участвовать в сахалинской церемонии, чтобы показать, что Япония не признаёт права России на Сахалин.
Но если принадлежность Сахалина всё же не вызывает сомнений - в Южно-Сахалинске работает японское консульство - то насчёт южных Курильских островов - «северных японских территорий» - в Токио продолжают упорствовать. «Территориальную проблему» обещает решить каждый японский премьер-министр. Таро Асо, естественно, тоже говорил о стремлении преодолеть разногласия - и на двусторонней встрече с Дмитрием Медведевым, и на церемонии пуска завода.
Ожидая начала церемонии, представители российского, японского, голландского и британского правительств коротали время в богато украшенном и увешанном осветительным оборудованием ангаре. В нём позже будет храниться портовое оборудование. Пока же здесь были расставлены стулья и организован фуршет.
Когда Дмитрий Медведев и его гости наконец тоже появились в ангаре и заняли свои места в первом ряду, на двух больших экранах пошёл видеоролик о девственной и хрупкой природе острова Сахалин. Будь это мероприятие какой-нибудь природозащитной организации, можно было предположить: вслед за пафосным рассказом об уникальных животных последует не менее пафосный рассказ о том, что международные энергетические корпорации со своим неуёмным аппетитом к ресурсам теперь всё это загадят нефтью, трубами и заводами. Но последовал ещё более пафосный рассказ о том, сколько сил «Сахалин Энерджи» тратит на сохранения этой красоты - даже трубы прокладывает не над, а под реками в которых нерестится лосось.
- Мы сегодня присутствуем при знаковом событии, - начал своё выступление Дмитрий Медведев. - Это не только первый завод по производству сжиженного газа в России, но и одно из самых современных и передовых производств… Один из самых высокотехнологичных проектов в мире… Он укрепит позиции России в качестве глобального поставщика энергоресурсов. Не буду скрывать, мы этим очень довольны.
- Это исторический проект в области энергетики, - вторил президенту России премьер-министр Японии. - Он станет символом интеграции России в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона… Япония приветствует такую Россию и готова к дальнейшему сотрудничеству в развитии энергетики, транспорта и информационно-коммуникационных технологий в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке… Несмотря на кризис…
- Надеюсь и на продвижение по самой большой проблеме в наших отношениях - территориальной проблеме, - закончил свою речь Таро Асо.
- Хотел бы поздравить «Сахалин Энерджи», - взял слово герцог Йоркский, - с существенным успехом перед лицом текущих трудностей и изменения её структуры.
Принц, похоже, намекал, что получение контрольного пакета в проекте «Газпромом» прошло небезболезненно - для других участников проекта - и, по крайней мере в Британии, об этом помнят.
- Нам приятно быть частью консорциума, - продолжил, впрочем, герцог. - Наши отношения говорят, что это стратегическое сотрудничество. Хотели бы, чтобы оно продолжилось и в будущем. Мы готовы к долгосрочным инвестициям, рассматриваем Россию в качестве надёжного партнёра и достойного поставщика энергоресурсов… Пожелаю удачи и людям, которые будут получать этот газ.
Было похоже, что последней фразой принц опять на что-то намекал.
Мария ван дер Хувен в своей речи напомнила, что мировая экономика когда-то снова начнёт расти, а значит, будет увеличиваться и спрос на энергоресурсы.
- Поэтому такие проекты нужны! - подытожила г-жа министр экономики Нидерландов.
На сцену, к установленной на пюпитре большой синей кнопке, пригласили глав копаний - акционеров проекта. «Газпром» представлял улыбающийся широкой белоснежной улыбкой Алексей Миллер. На экраны вывели диспетчерский пульт завода. Сидевший перед пультом инженер отчитался, что пуско-наладочные работы идут по плану, завод к пуску готов. Бизнесмены с торжественными лицами вместе нажали кнопку.
На экранах пошёл новый ролик, компьютерный - о том, как сжиженный газ по трубам течёт в газовоз. Его окончание зал встретил уверенными аплодисментами.
После торжественного обеда, на который высокие гости в сопровождении некоторых бизнесменов перебрались с завода в администрацию области, было запланировано ещё и совещание - «По вопросам эффективности участия России в международном энергетическом сотрудничестве».
Из этого можно было сделать и такой вывод: к этой эффективности ещё много вопросов.
Справка
Соглашение о разделе продукции в рамках проекта «Сахалин-2» было заключено в 1994 году. Некоторое время назад российские власти настояли на пересмотре условий соглашения, которое заключалось в крайне тяжелое для России время и потому считалось чрезвычайно невыгодным. «Газпром» добился доведения своей доли до контрольного пакета в 50% плюс одна акция. Другие участники проекта согласились на продажу части своих долей. Первую нефть с месторождений «Сахалин-2» отгрузили в танкеры ещё в 1999 году.
Газовый проект - строительство третьей нефтегазовой платформы на шельфе Сахалина в Охотском море, газопровод и завод - стартовал в 2003 году. Так как газопровод идёт почти через весь Сахалин, после истощения «Сахалина-2» примерно через 35 лет к готовой инфраструктуре можно будет подключить новые месторождения сахалинского шельфа.
Специалисты уже называют его «вторым мексиканским заливом» или «северным морем». Извлекаемые запасы «Сахалина-2» сегодня оцениваются в 170 млн тонн нефти и газового конденсата и около 700 млрд кубометров газа.
С одной стороны, это всего лишь около трети годовой российской нефтедобычи и годовая российская добыча газа. С другой стороны, перерабатывая ежегодно около 14 млрд кубометров газа (9,6 млн тонн сжиженного газа) сахалинский завод СПГ займёт около 5% всего мирового рынка сжиженного газа. В мире сегодня два десятка заводов СПГ в 15 странах.
По словам представителя компании-оператора проекта - «Сахалин энерджи» - Ивана Черняховского, сахалинский завод, благодаря достаточно холодному климату, использует при сжижении газа повышающую эффективность технологию двойного смешанного хладагента.
Кстати, объём сжиженного газа в 600 раз меньше объёма природного газа.
Вся продукция сахалинского завода СПГ уже законтрактована более чем на 20 лет. В Японию пойдёт 65% продукции завода, что в газобалансе Японии (крупнейшего потребителя СПГ в мире составит около 7%). Через терминал в Мексике в США будет поставляться 20% сахалинского СПГ, ещё 15% законтрактовала Южная Корея.
Стоимость газа по этим контрактам, по словам Ивана Черняховского, в целом привязана к стоимости нефти на рынках, однако конкретные параметры договорённостей - коммерческая тайна. От цены на газ зависит и то, когда инфраструктура проекта «Сахалин-2» перейдёт в собственность Российской Федерации, что подразумевает Соглашение о разделе продукции. Это произойдёт после того, как проект окупит затраты акционеров. На весь проект «Сахалин-2» они оцениваются, по данным «Сахалин Энерджи», в 20 млрд долл. Из них около 4 млрд долларов - завод СПГ.
* Джетлэг (от англ. «jet lag») - нарушение суточного ритма организма, расстройство биоритмов в связи с перелётом через несколько часовых поясов.
Смотрите также:
- Экономия во время кризиса: проживём без «лампочки Ильича» →
- Медведев и Буш строят козни сомалийским пиратам →
- Дмитрию Медведеву спели ангольские птицы →