Новое оружие. Эксперт Широкорад раскрыл, могут ли хакеры взорвать мобильник

Израильская пейджинговая атака на Ливан заставила говорить о безопасности современных мобильных устройств от ноутбуков до мобильных телефонов. Уже достоверно известно, что во взорвавшихся пейджерах была заложена взрывчатка, вопрос лишь в том, кто её заложил: агенты «Моссада» или сами левантийцы, установив в устройства систему самоликвидации. Но можно ли использовать мобильную технику в качестве оружия без таких модификаций?

   
   

Цифровой наводчик

Появление мобильных и спутниковых телефонов явно обрадовало спецслужбы. Очень быстро специалисты научились определять точное расположения абонента во время приёма сигнала. Именно таким образом в апреле 1996 года был ликвидирован Джохар Дудаев. По данным из открытых источников, российским спецслужбам удалось запеленговать разговор мятежного генерала с депутатом Госдумы Константином Боровым, после чего пара бомбардировщиков СУ-24 нанесла удар самонаводящимися ракетами по машине с Дудаевым.

Похожая технология сейчас используется российскими войсками в зоне СВО. Беспилотники, оборудованные специальным комплексом РЭБ «Леер-3», позволяют не только глушить мобильную связь, но и прослушивать разговоры, а также засекать местоположение абонентов. Если в боевой зоне обнаруживается скопление мобильных устройств, координаты передаются артиллеристам для уничтожения такого «гнезда» боевиков. Старые модели телефонов без GPS-модулей в этом смысле чуть более безопасны, так как «сдают» не точную геолокацию, а показывают ближайшую вышку связи, к которой подключается мобильник.

Тихий доносчик

Прослушка телефонов для получения важной информации — ещё один вид использования таких устройств в качестве оружия гибридных войн, причём американцы не гнушаются слушать даже своих союзников. В 2015 году прогремел скандал, когда вскрылось, что при помощи датских спецслужб США следили за европейскими политиками из Германии, Франции, Нидерландов, Норвегии и Швеции, включая тогдашних канцлера ФРГ Ангелу Меркель и главу МИД Франка-Вальтера Штайнмайера. Тогда эту историю Вашингтону удалось замять достаточно быстро и тихо.

В 2016 году правозащитники узнали о разработанном израильской компанией NSO Group вирусе Pegasus для мобильных телефонов, работающих как с IOS, так и Android. Оказалось, что в Израиле научились заражать мобильники через SMS, WhatsApp и iMessage, получая после этого доступ ко всем возможным данным: сообщениям, фото, электронной почте, геолокации. Кроме того, этот «троян» умеет записывать звонки, незаметно включая и микрофон, и камеру.

По данным из открытых источников, жертвами этой слежки стали не менее 600 высокопоставленных чиновников из 34 стран. Киев очень хотел получить доступ к Pegasus начиная как минимум с 2019 года. Официально Израиль Украине отказал, так как запрет на продажу оружия Киеву включал в себя и инструменты для кибершпионажа. Как дела обстоят с этим вирусом сегодня, ни Киев, ни Тель-Авив не комментируют.

Без взрывчатки телефон взорвать сложно

После серии взрывов пейджеров в Ливане, многие задались вопросом, а можно ли в качестве таких мин использовать обычные мобильники. Теоретически возгорание и в редких случаях взрывы аккумуляторов современных мобильных устройств возможны. Другой вопрос, что простой загрузкой процессора устройства этого добиться весьма сложно. Большинство случаев воспламенения батарей, которые попадают в СМИ, связаны с их старением или нарушением целостности. Процесс этот не мгновенный. Сначала батарея пухнет и нагревается, и мало кто станет держать в кармане горячий кирпич.

   
   

«Если хакер сможет вызвать короткое замыкание в литиевой батарейке, то она может взорваться, но только в этом случае. Возгорание аккумулятора без взрывчатки — это неприятная ситуация, например для того же пилота лайнера, но к гибели человека это вряд ли приведёт», — объяснил aif.ru физик, военный историк Александр Широкорад.

Тем не менее эксперт отметил, что современные компьютерные устройства, от ноутбуков до мобильников, сегодня, по сути, являются оружием массового поражения.

«По разным данным, вчера в Ливане пострадало пять-шесть тысяч человек. Тактический ядерный боеприпас в ходе боевых действий, взорванный в полосе обороны, влечёт за собой гибель 300-400 человек, вот вам и ответ», — рассказал Широкорад.

«С помощью мобильников они отслеживают геолокацию и наши разговоры, записывают их, анализируют и передают это всё дальше», — отметил эксперт.