Президент Турции Реджеп Эрдоган в телефонном разговоре с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым выразил свою поддержку Баку в связи с событиями в Нагорном Карабахе, передает ТАСС. Алиев, в свою очередь, поблагодарил Турцию за поддержку. В свете недавних заявлений турецкого президента о том, что Анкара готова приложить все усилия, чтобы вернуть НКР Азербайджану, закономерно возникают опасения, не последуют ли за словами одобрения реальные действия и военная помощь?
Цель — школы и детские сады
Субботнее утро для Армении и Азербайджана началось со взаимных обвинений в срыве перемирия и подсчета погибших военнослужащих, данные о которых пока значительно расходятся с обеих сторон противостояния.
Для жителей Нагорного Карабаха утро началось с печальных новостей об обстреле школы и детского сада. Среди мирного населения есть погибшие, в том числе один ребенок. Он со своим братом шел в школу. Брат, как и еще несколько ребятишек, сейчас находится в больнице Степанакерта, их состояние оценивается как тяжелое.
Президент России Владимир Путин, председатель ООН Пан Ги Мун, глава Госдепартамента США Джон Керри, глава европейской дипломатии Федерика Могерини выразили обеспокоенность в связи с эскалацией конфликта и призвали стороны немедленно прекратить огонь. Но только не турецкий лидер Реджеп Эрдоган, который выразил своему коллеге Ильхаму Алиеву «поддержку» и всяческое одобрение действий Баку по «урегулированию» конфликта. Телефонный разговор между лидерами двух стран состоялся 2 апреля, уже после того, как стало известно о том, что среди пострадавших от очередного военного обострения есть мирные жители и дети.
Позже министр обороны Турции Исмет Йылмаз подтвердил, что, по мнению Анкары, «Азербайджан занимает абсолютно правильную позицию» в этом конфликте.
Этого следовало ожидать
Обострение противостояния на территории Нагорного Карабаха ни для кого особым сюрпризом не стало. За несколько десятилетий конфликта вооруженные столкновения с разной периодичностью и интенсивностью происходили постоянно. Последний раз такое было в августе 2014 года.
Но иначе взглянуть на сегодняшнюю ситуацию заставляет заявление президента Турции Реджепа Эрдогана о том, что Анкара готова оказать всяческое содействие Баку в возвращении Нагорного Карабаха под свой контроль.
Это обещание было дано в декабре 2015 года. Тогда же в Стамбуле прошла встреча глав Министерств обороны Турции, Грузии и Азербайджана, в ходе которой был заключен меморандум о сотрудничестве в сфере обороны. Кроме того, после уничтожения турецкими ВВС российского Су-24 в небе над Сирией отношения между Москвой и Анкарой так и не восстановились.
При чем здесь Россия?
Не стоит забывать, что Армения — один из ключевых союзников России и член ОДКБ. А, следовательно, при вооруженной агрессии против одной страны другие страны-члены договора о коллективной безопасности должны будут вмешаться. В первую очередь, это касается России, чья группировка вооруженных сил есть на территории Армении (в конце прошлого года она была усилена).
После подписания меморандума между Турцией, Грузией и Азербайджаном в конце 2015 года эксперты высказывали опасения относительно того, что такое объединение интересов этих трех стран при неблагоприятном развитии событий может нанести России немалый вред. Кроме того, эти три страны могут взять практически в полную блокаду и саму Армению (останется лишь небольшой участок границы с Ираном).
В субботу, после обострения конфликта, многие вспомнили об этом обстоятельстве. Исключая вероятность новой большой войны, кто-то увидел в этом «руку Турции» и желание создать новый очаг напряжения под боком у России. Для Азербайджана же это очередная попытка привлечь внимание к так и не решенной проблеме со спорными территориями. Так или иначе, но на данном этапе возможность еще большей эскалации, а тем более при участии Турции, эксперты в большинстве своем исключают, хотя обострение российско-турецких отношений в данном случае сыграло свою роль.
«Турцию удерживает страх перед Россией»
«Турция с самого начала карабахского конфликта поддерживает Азербайджан. Баку и Анкара военно-политические союзники. И не случайно в декабре Алиев на встрече с Давутоглу заявлял — Турция самая близкая в мире страна для Азербайджана. И чем сильнее будет Турция, тем сильнее будет Азербайджан», — пояснил политический обозреватель Айк Халатян (Армения).
По его мнению, нельзя исключать консультации Баку со своим союзником перед началом боевых действий, но в большей степени они обусловлены внутриполитическими и внешнеполитическими вопросами самого Азербайджана, чем получением прямых указаний из Анкары. «Хотя безусловно — российско-турецкий конфликт оказал существенное влияние на карабахский конфликт и расклад сил в регионе», — добавил он.
«Хочу напомнить, что в годы карабахской войны Турция собиралась прямо вступить в военные действия, и лишь жесткие заявления со стороны России, в частности Шапошникова, удержали Анкару. Она лишь ограничилась введением блокады Армении», — напомнил Халатян. Вот и сегодня «Турцию удерживает страх перед Россией», уверен он. Между тем, турецкие инструкторы обучают азербайджанскую армию, а азербайджанский спецназ и офицеры проходят обучение в Турции и на Северном Кипре. И если Турция и не пойдет на прямое вмешательство, то будет оказывать массовую поддержку оружием, военными инструкторами и добровольцами, как это было в годы войны 1992–1994 годов.
Однако перебросить на территорию Азербайджана полноценные вооруженные силы из Турции не представляется возможным по техническим причинам: у Турции нет военно-транспортной авиации, а 4 самолета С-130 «Геркулес» в данном случае «погоды не сделают», напоминает военный эксперт Владислав Шурыгин. «Посуху сегодняшняя Грузия не пропустит, да и сегодняшнему грузинскому руководству не надо портить отношения с Россией. Кроме того, Алиев отлично понимает, что приход турок сразу делает его их вассалом, что ему совсем не надо», — добавил он.