На вопрос, сколько именно стран могут стать новыми членами БРИКС (международной организации с самым большим на сегодняшний день все еще нераскрытым потенциалом), в российском МИД не не хотят, а именно не могут пока дать четкого ответа. «Работа предстоит немалая», — пояснила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
«Овчинка» стоит выделки
Одни эксперты считают, что у БРИКС (состоящего из Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки) началась пора активных «смотрин». Всем понятно, что данная «овчинка» стоит выделки. Но, с другой стороны, заметны и противоречия между членами БРИКС, которые сразу невозможно сгладить.
Другие эксперты отмечают, что у входа в эту набирающую всемирную популярность организацию уже выстроилась настоящая очередь из кандидатов на вступление. Желающие отдают себе отчет в том, насколько значимые геополитические процессы происходят в настоящее время, и явно не хотят оказаться в последних рядах.
Без идеологической окраски
В список тех, кто не хочет отсиживаться в сторонке, по подсчетам, к примеру, шерпа ЮАР в БРИКС Анила Суклала входит уже около 30 государств.
19 июня этого года Бангладеш официально подала заявку на вступление в БРИКС. Об этом сообщили в канцелярии премьер-министра страны. А за пять дней до этого стало известно, что и Египет подал аналогичную заявку.
«Пошел интенсивный поток желающих вступить в это объединение, потому что основы работы, декларированные БРИКС, принципиально отличаются от того, что происходит в западном блоке.
От саммита ждут конкретных ответов
22 июня в МИД РФ заявили РИА Новости, что российская сторона приветствует подачу Египтом и Бангладеш заявок на вступление в БРИКС.
«Они неоднократно участвовали в сегментах “аутрич”/ “БРИКС плюс” в рамках мероприятий “пятерки”. В частности, руководители внешнеполитических ведомств обоих этих государств были приглашены на СМИД БРИКС в формате “Друзей БРИКС” (Кейптаун, 2 июня 2023 года). Обе страны являются акционерами Нового банка развития», — подчеркнули в российском внешнеполитическом ведомстве.
Но называть поименно те страны, которые вслед за Египтом и Бангладеш готовы присоединиться к БРИКС, в МИД РФ отказались. «До согласования всех модальностей этого процесса преждевременно говорить о конкретных кандидатурах, — особо отметили российские дипломаты. — В этом контексте приветствуем настрой южноафриканского председательства на достижение прогресса по теме расширения уже в ближайшее время. Уверены, что данный вопрос привлечет особое внимание в ходе предстоящего в текущем году саммита БРИКС».
Иными словами, ждать конкретики осталось недолго. Ведь саммит БРИКС, как ожидается, состоится в ЮАР уже в августе 2023 года.
Решения, которые во многом определят будущее
А вот что 24 мая ответила Мария Захарова, когда на очередном брифинге журналисты попросили ее прокомментировать слова Суклала о 30 потенциальных новых членах БРИКС.
«Пока рано говорить о том, сколько времени потребуется для рассмотрения всех заявок, — пояснила она. — После достижения консенсуса по всем параметрам и принятия соответствующего решения на саммите БРИКС можно будет обсуждать возможность приступить к рассмотрению конкретных заявок. Тогда можно будет вернуться к вашему вопросу. Сейчас еще надо пройти подготовительный путь».
И добавила: «Этот процесс требует определенного времени и кропотливой работы. На текущем отрезке было бы нецелесообразно называть какие-то сроки. Это все будет искусственно. Речь идет о решениях, которые во многом будут определять будущее объединения. Работа предстоит немалая».