Идею заграбастать наши замороженные деньги Еврокомиссия готовится обсудить на заседании 12 декабря. Пять стран Европы считают ее преждевременной. Это Бельгия, Германия, Франция, Италия и Люксембург, выяснил Bloomberg. Они предлагают принять некий менее формальный документ и еще подумать над реализацией этой затеи.
«Протестующая пятерка в этой ситуации защищает не Россию, а самих себя, миропорядок и сложившиеся за очень долгие годы правила игры в условиях рыночной экономики и неприкосновенной частной собственности, — говорит Бадалов. — Если кто-то отберет чужое, он тут же утратит всякую инвестиционную привлекательность и взамен приобретет инвестиционную отвратительность. Просто потому, что любой инвестор будет опасаться, что следом по какой-то причине с его активами поступят точно так же — заберут, заморозят, направят на какие-то, пусть даже благие, но чуждые ему цели».
Крошечный Люксембург — огромная финансовая гавань, страна зарабатывает на том, что выступает посредником во многих сделках и операция. Для такой роли чрезвычайно важна кристальная репутация. Поддержка идеи распорядиться чужими активами тут же испортит реноме каждого из участников, считает эксперт.
«Нам это сложно понять, у нас за последний век с небольшим в стране чего только не было, — продолжает Бадалов. — А в Швейцарии в небольшом кафе до сих пор хранится запись о долге Владимира Ульянова. Когда-то он не рассчитался там за чашку кофе. Кто только не предлагал погасить этот счет! Но владельцы заведения на это не идут: им очень важно, что есть конкретный человек, его обязательства, по которым он сам должен расплатиться. Такая щепетильность — основа европейского делового оборота. Поступиться ей в случае с российскими активами очень опасно».
Если власти Европы все-таки решат использовать российские деньги так, как им заблагорассудится, откроется ящик Пандоры, полагает Бадалов. И очень скоро найдется еще кто-то, кого назначат «плохим» и оберут. Затем еще и еще, это практика станет новой нормой жизни, наступления которой ни один разумный человек не хочет.