Как сообщило Министерство обороны России, пилот российского истребителя Су-35 при выполнении боевого задания по сопровождению и прикрытию бомбардировщиков в зоне СВО заметил в воздухе ударную группу украинской авиации, а затем прикрыл бомбардировщики от самолетов ВСУ и отогнал их. После этого «ударная группа противника отвернула и прекратила выполнение своей задачи».
Владимир Кожемякин, аif.ru: Алексей Петрович, с каких аэродромов взлетают украинские боевые самолеты? Почему эти аэродромы до сих пор не уничтожены?
Алексей Леонков: Есть две версии, которые это объясняют. Согласно первой из них, основными аэродромами базирования украинских самолетов являются аэродромы в Румынии. Аэродромы, которые находятся на территории Украины и которые мы периодически утюжим — это так называемые аэродромы подскока или запасные. Украинцы оставляют там свои самолеты надолго только иногда, в редких случаях, считая, что мы их не увидим и не уничтожим. Но были случаи, когда мы обнаруживали их самолеты и в прифронтовой полосе и уничтожали прямо на аэродромах.
— Почему нельзя сделать это раз и навсегда?
— Уничтожение самолетов на аэродромах противника — сложная задача. Для этого необходима разведка, желательно в масштабе реального времени, которая подтвердила бы нахождение самолета на конкретном аэродроме, а так же наличие в воздухе сил, которые могут нанести по нему удар ракетами класса «воздух — земля» или использовать для поражения цели другие комплексы.
Противник, разумеется, постоянно меняет аэродромы базирования. А уничтожать сами аэродромы, взлетные полосы и ангары без самолетов, по сути, незачем — эти полосы и ангары восстанавливаются, бетонируются. Тратить боеприпасы впустую, на уничтожение бетона, смысла не имеет. Аэродромы нужно поражать тогда, когда на них находится военная техника противника.
— О чем говорит сам факт того, что ВВС Украины подняли в воздух самолеты для атаки на российские бомбардировщики?
— Неизвестно, куда эти самолеты полетели обратно. Скорее всего, они пересекли государственную границу Украины с Румынией и приземлились на румынской территории для дальнейшего технического обслуживания. Не надо забывать, что перед началом СВО Украина подписала с блоком НАТО соглашение о доступе натовских самолетов в свое воздушное пространство и получила такое же разрешение для своих самолетов. Согласно этому положению украинские самолеты летают на аэродромы, например, в Румынии.
Мы пока не наносим удары по этим аэродромам. Считается, что блок НАТО не спровоцировал нас на такую ответную меру. Здесь все находится в ведении российского руководства, которое может изменить свое решение.
Но то факт, что противник поднял в воздух свои самолеты, чтобы встретить наши бомбардировщики, говорит о том, что где-то в воздухе над территорией Восточной Европы в это время находились самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления типа АВАКС, которые увидели, что мы начинаем воздушную атаку, и заблаговременно подали сигнал для поднятия в воздух украинских самолетов. Но, видимо, ошиблись в определении типов российских самолетов, потому что ключевую роль в этой ситуации сыграло наличие российских истребителей прикрытия Су-35. Когда пилоты украинских самолетов поняли, что Су-35 находятся в воздухе, то не стали даже ввязываться с ними в бой — потому что понимали, что ударное оружие этих истребителей может быстро оборвать их полет.
— С F-16, которые поставят Украине, будет так же?
— Да, к ним будет приложена та же схема. Вопрос — с какими транспондерами (транспондер — приемопередающее устройство, которое посылает сигнал службе воздушного движения — прим. ред.) станут летать эти F-16. Дело в том, что самолеты НАТО, которые появляются близко у наших границ, включают транспондеры — то есть подают опознавательные знаки, что в небе находится самолет-разведчик Североатлантического альянса. Когда они забывают включать транспондер, мы к ним подлетаем и спрашиваем, в чем дело. Они тут же его включают. Такие же транспондеры должны быть и на тех F-16, которые передадут Украине, — для того, чтобы системы ПВО НАТО считали их за своих. Вопрос в том, что будет, когда украинский F-16 пересечет границу Румынии и окажется на территории Украины: он что, будет отключать транспондер или продолжит полет с работающим транспондером? Это тонкий момент, который определит дальнейшую судьбу этих самолетов, и, может быть, блока НАТО в целом. Если этот самолет не будет отключать транспондер и нанесет удар по нашим подразделениям, мы будем считать, что удар нанесло НАТО — со всеми вытекающими последствиями.
— Как действуют силы НАТО, помогающие ВВС Украины наносить удары?
— Прежде чем нанести силами ВВС Украины удар по нашим объектам, НАТО проводит сложнейшую подготовительную операцию, в которой участвуют все воздушные и космические средства разведки, которые есть у альянса. Они ищут бреши в нашей обороне, возникающие по разным причинам.
Пример — атака двух украинских Су-24 на большой десантный корабль «Новочеркасск», находившийся в порту Феодосии и получивший повреждения в результате атаки. Почему это произошло? Обычно БДК действует в составе корабельно-ударной группы — его ПВО прикрывает другие корабли. Сам себя он может защитить чисто номинально, поскольку у него нет таких средств защиты, которые есть у современных кораблей. Кроме того, Феодосия находится относительно далеко от линии боевого соприкосновения в зоне СВО и ранее ни разу не подвергалась атакам тех же беспилотников. Противник воспользовался нашим самоуспокоением. А успокаиваться и недооценивать противника не стоит. Да, его самолеты и комплексы поражения уничтожаются. Но мы воюем не против Украины — за ней стоит более 50 стран, со всей техникой и вооружениями, которые они поставили Киеву, с их планировщиками, стратегами, разведчиками и т. д.
— Какой боевой авиацией сейчас располагает Украина?
— В обслуживании этой авиации задействованы ремонтные мощности, которые находятся на территории стран Восточной Европы. То, что числилось за ВВС Украины в начале СВО, уже давно закончилось. К началу спецоперации у Украины было 120 боевых самолетов, а мы уничтожили уже почти 600. То есть понятно, что самолеты для Украины собирали по всему миру. Сейчас у них есть многоцелевые истребители четвёртого поколения Миг-29, тактические фронтовые бомбардировщики Су-24, небольшое количество бронированных турбореактивных штурмовиков Су-25. Про наличие у ВВС Украины сверхзвуковых тяжёлых истребителей четвёртого поколения Су-27 сказать ничего не могу. Но, что могли, американцы им достали.
Напомню, что Советский Союз экспортировал свои самолеты в самые разные страны. Сейчас американцы занимаются тем, что давят на них и вынуждают отдавать Украине самолеты советского производства. Бесконечное количество их быть не может, поэтому рано или поздно они закончатся.