Нашли дурачков. Как хитрые поляки используют украинцев себе во благо

Владимир Зеленский и Анджей Дуда © / PAVLO PALAMARCHUK / Reuters

В ряде Telegram-каналов появились прогнозы о том, что, если дело так пойдет и дальше, Украина доведет поляков до полного разорения. Уже сейчас, как сообщается, в Польше отмечается рекордный взлет цен буквально на все, растут преступность и обнищание.

   
   

Полякам, протянувшим руку помощи украинским собратьям по борьбе с Россией, якобы приходится туго — они вынуждены считать каждый грош и экономить на самом необходимом, от походов в кино и рестораны до покупок одежды и обуви, отказа от бытовой техники — электрочайников, духовок, электроплит, фенов и утюгов. Им все труднее сводить концы с концами из-за инфляции. Закрываются мелкие магазины, а потребители туже затягивают пояса. Плюс к тому фермеры поднимают крестьянские бунты из-за неконтролируемого притока зерна из Украины. В 2022 году в рамках помощи Киеву были приостановлены ввозные пошлины на весь украинский экспорт в ЕС: в результате семейные фермы Польши оказались в кризисе.

Далеко не все поляки рвутся на передовую

На самом ли деле поляки так страдают из-за поддержки Украины?

«Не стоит преувеличивать падение жизненного уровня в Польше.

Да, инфляция, падение уровня жизни — но катастрофического обвала или чего-либо похожего не наблюдается. До этого еще далеко», — сказал aif.ru политолог, бывший директор Российско-польского центра диалога и согласия Юрий Бондаренко. Поляки, по его мнению, традиционно видят в украинцах источник бед, однако эта тенденция не перебивает русофобских настроений польской элиты. При этом отношение поляков к собственной проукраинской и пробандеровской пропаганде меняется: все чаще слышны трезвые голоса, опросы общественного мнения показывают сдвиг настроений. Многие отошли от безудержной поддержки Украины, хотя до коренного переворота в мозгах пока и не дошло. Рядовые поляки не хотят и участия Польши в конфликте с Россией из-за Украины. И далеко не все рвутся на передовую воплощать в жизнь идею об уничтожении России как государства. Здесь здравомыслие еще не покинуло поляков.

Польская экономика — не бумажный тигр

Однако гораздо чаще во взаимоотношениях с Россией то же самое здравомыслие им отказывает.

«На протяжении последних десятилетий польские власти воевали с российским газом. Количество публикаций об этом задолго до воссоединения Крыма с Россией просто зашкаливало. Заголовки кричали: “Газпром вот-вот обанкротится”, “Газпром теряет прибыль”, и т. д. Это была сознательная позиция на достижение, как говорили поляки, их свободы от импорта из России. Мало того что они сами за это выступали, но еще и заставляли поддерживать их остальную Европу, — рассказывает Бондаренко. — После событий, последовавших за введением санкций, эта борьба видится уже по-другому. Польшу использовали в своих интересах заокеанские партнеры, для которых эта страна была лишь орудием в уничтожении сотрудничества России с Европой. Поляки видели, что полностью заместить российский газ они не смогут. Ни по газопроводу из Норвегии, который слишком мал, ни с помощью сжиженного газа, который поступает из США в польский порт Свиноустье. Польское желание стать газовым хабом осталось в области мифологии. Поэтому они прекрасно понимали, что из-за отказа от российского газа и прочих санкций их жизненный уровень снизится, сознательно шли на это. И теперь судорожно пытаются экономить».

Но в целом польская экономика достаточно прочна, считает эксперт: «Это не прибалтийский бумажный тигр или что-то вроде Болгарии и Румынии. Польша сегодня — по сути, сборочный цех промышленности Германии. В Польше действует множество заводов, производящих комплектующие для германского автомобилестроения, фармацевтики и пр. Фактически это часть немецкой экономики».

   
   

Кроме того, по словам Бондаренко, поляки привыкли обходиться намного меньшим доходом, чем жители Западной Европы, польская рабочая сила достаточно образована и не уступает западноевропейской. Миллионы поляков работают в Западной Европе, и особенно в Англии. Их финансовые поступления в польскую экономику значительно нивелируют потери от поддержки антироссийских санкций.

«Нельзя сказать, что Польша страдает и там вот-вот начнутся какие-то революционные движения. Их не будет, поскольку по градусу русофобии второго такого государства в мире, пожалуй, нет, — говорит Бондаренко. — Проблемы же фермеров с украинским зерном — это частности, которые не приобрели общенационального масштаба».

«Поляки считают украинцев скотом, которым можно управлять»

Сегодня Польша активно оказывает Украине гуманитарную и военную помощь. К примеру, аэропорт в Жешуве — городе в Подкарпатье — служит хабом для переброски натовских вооружений на Украину. «Иной раз кажется, что польские власти готовы остаться с голым задом, отдавая все Украине», — оценивает ситуацию эксперт.

Выходит ли при этом поддержка Украины боком Польше? Отнюдь нет.

«Правящие польские элиты уверены, что любые вложения в Украину вернутся им сторицей, поскольку Украина находится на переднем фронте борьбы с Россией, — считает он. — Об этом поляки не могли и мечтать, поскольку сами были вынуждены, и неоднократно, воевать с Россией. А теперь нашлись дурачки, которые будут выполнять это дело за них. Сами поляки при этом стоят как бы в стороне. Кроме того, в глазах собственного населения Польша предстает могущественной державой, которая может на равных соперничать с великим царством России, и при этом ее, Польшу, поддерживает весь цивилизованный мир. Это греет душу и сердце польским националистам, которые привыкли представлять себя передовым отрядом европейской цивилизации, а таковых там абсолютное большинство».

Поляки не тот народ, чтобы дать себя кому-то использовать, напоминает Бондаренко. По его мнению, они всегда и во всем стремятся увидеть и ощутить собственную выгоду. Например, лелеют мечту о том, чтобы использовать замороженные в западных банках российские средства якобы для возрождения Украины. «Они и уже вытащили из Украины несколько миллионов человек трудоспособного населения — работников, которые соглашаются на низкие заработки, — говорит эксперт. — Это весьма ощутимый процент роста польской экономики. А вообще, исторически поляки считают украинцев быдлом, скотом, которым можно управлять, и никогда не воображали их равными себе».