Народу – безмолвствовать. Что изменил новый украинский закон о языке?

Верховная Рада Украины. © / www.globallookpress.com

Что за новый закон о языке?

Верховная Рада Украины во втором и третьем чтении приняла новый закон о языке. Теперь русский язык окончательно утратил статус регионального, а его использование в общественной жизни страны резко ограничивается. Украинский становится обязательным в сфере образования, науки, трудовых отношений, в суде, рекламе и телевизоре, а также в сфере обслуживания.

   
   

Так, с 2023 года обучение в школах, начиная с пятого класса, будет вестись только на украинском языке (впрочем, одну или несколько дисциплин по-прежнему можно будет преподавать на крымско-татарском, английском или одном из языков Евросоюза, однако на русском этого делать будет нельзя).

На общенациональных каналах 90% программ должны быть на украинском языке, на местных каналах не может быть больше 20% программ на других языках. На интернет-сайтах с доменом «.ua» стартовая страница также обязательно должна быть на украинском. Все культурные мероприятия обязаны проводиться на украинском, фильмы украинских компаний должны быть на 90% на украинском, а в кинотеатрах будет максимум 10% фильмов на иностранных языках. Продавцы в магазинах, врачи в больницах будут обязаны говорить на украинском (хотя обговаривается, что по желанию клиента возможен переход на другой язык). Наконец, в русскоязычных материалах названия украинских географических объектов не будут переводить на русский. Т.е. Киев будет писаться как «Кыйив», Харьков как «Харкив», Днепр как «Днипро».

Исключение сделано только для крымско-татарского языка — телеканалам, которые выходят на нем, позволено иметь долю передач на украинском не более 30%. Почему именно для этого языка сделано исключение, из закона не ясно. Совершенно не учитывается тот факт, что русский язык востребован гораздо больше, ведь 15% населения Украины — этнические русские, ещё 40% — русскоязычные. Более того, русский язык будет проигрывать даже английскому — печатные СМИ на крымско-татарском, английском и европейских языках освобождены от необходимости издавать украиноязычный аналог.

Какой языковой закон на Украине был раньше?

Новый закон пришел на смену принятому в 2012 году во время президентства Виктора Януковича закону «Об основах государственной языковой политики». Он вводил понятие регионального языка, который считают родным более 10% населения региона, города или поселка. В пределах этих территорий такой язык получал права наравне с государственным — его могли использовать в официальных документах власти, на нем учили в школах. Благодаря этому закону, русский язык стал региональным в восьми областях Украины, включая Донецкую и Луганскую область, в Крыму, а также в нескольких крупных городах, включая Киев.

Закон резко критиковали националистические силы на Украине, а также чиновники Евросоюза. Последние посчитали, что русский «неоправданно» превратился на Украине во второй государственный язык в ущерб украинскому.

Через два дня после победы Евромайдана в 2014 году Верховная Рада отменила закон о языке. Практически сразу во многих областях, где русский носил статус регионального, начались выступления против новых властей, причем одним из требований митингующих было возвращение закона о языке. На фоне протестов и.о. президента Украины Александр Турчинов наложил вето на отмену закона. Однако в 2018 году Конституционный суд Украины признал его «антиконституционным» из-за «нарушений в процедуре принятия».

   
   

Как отреагировали на закон?

Пока еще действующий президент Украины Петр Порошенко назвал новый закон «историческим решением», которое «стоит рядом с восстановлением нашей армии и получением автокефалии». Рада, по его словам, сделала «еще один важнейший шаг на пути ментальной независимости» украинцев. Именно Порошенко должен будет в скором времени подписать закон, и тогда он вступит в силу.

Зато новый закон раскритиковал будущий президент Украины Владимир Зеленский. «Государство должно способствовать развитию украинского языка путем создания стимулов и положительных примеров, а не введением запретов и наказаний», — написал он в Facebook.

«Стимул — это в переводе с латыни (не является украинским языком) палка с острым металлическим наконечником, которой погоняли буйвола, запряженного в повозку. Конечно, буйволу никто ничего не запрещал и даже не наказывал, он делал всё сам, но от боли», — ответила Зеленскому в соцсети официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

По ее словам, новый закон означает принудительную украинизацию, «фактически тотальную». «Положениями документа предусматриваются значительные ограничения, а во многих случаях и прямые запреты на использование русского языка, языков национальных меньшинств в различных сферах общественной жизни»,— отметила она.

«Несмотря на то, что Зеленский раскритиковал закон, не думаю, что он будет реально бороться за его отмену, — говорит АиФ.ru замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин, — Осенью страну ждут парламентские выборы. Зеленскому надо бороться за электорат на западе Украины. А жителям востока всё равно особо голосовать не за кого, кроме как за Зеленского. „Оппозиционный блок“ восстановить свою поддержку не может. Поэтому Зеленский будет периодически критиковать закон, но никаких реальных попыток отменить его предпринимать не будет. По крайней мере, до окончания предвыборной кампании».

Описывая реакцию простых людей на новый закон, эксперт процитировал классика: «Народ безмолвствует. За пять прошедших лет люди очень устали от бесконечных политических перипетий. Отстаивать русский на Украине сейчас фактически некому».