«Накроется медным тазом». Что потеряет Финляндия из-за членства в НАТО

«Финны много потеряют из-за своего членства в НАТО», — считает генерал-лейтенант запаса, кандидат военных наук, председатель совета Центра политических исследований России (ПИР — Центра) Евгений Бужинский. Почему это так, он объяснил в интервью aif.ru.    
   

Финляндия официально стала 31-м членом Североатлантического альянса. Об этом, в частности, объявил 4 апреля госсекретарь США Энтони Блинкен. По словам генсека НАТО Йенса Столтенберга, Швеция также проводит интеграцию в военные структуры НАТО и «не останется в одиночестве» после приема в военный блок Финляндии. 

Многое ли изменилось после этого в глобальной политике? По мнению Евгения Бужинского — не слишком. А для финнов вообще поводов для радости немного. 

Владимир Кожемякин, aif.ru: Евгений Петрович, с точки зрения политики вступление Финляндии в НАТО — это прямо глобальный шаг?

Евгений Бужинский: Финляндия и Швеция фактически находятся в НАТО с середины 1990-х годов — с тех пор как эти страны присоединились к программе «Партнерство во имя мира» (программа двустороннего военного сотрудничества НАТО со странами, не являющимися членами альянса. РФ присоединилась к ней в 1994 г. — прим. ред.). Для ряда стран, в том числе и для России, участие в ней было символическим. А для Финляндии и Швеции оно было, как говорится, по полной. Сегодня произошел политический демарш Запада, и прежде всего США: мол, вот, вы боялись, что Украина станет членом НАТО, боялись расширения альянса, так вот — получите. 

Финны потеряют от этого достаточно много. И прежде всего, свой статус нейтрального государства. Большие совместные планы были у Финляндии и России и по взаимодействию в Арктике. Сейчас все это накроется медным тазом. Пострадают и экономические связи. Даже если международная обстановка и улучшится, восстановить их в прежнем объеме вряд ли удастся.

С точки зрения политики для финнов здесь больше минусов, чем плюсов. И так им никто особо не угрожал. А теперь если они сподобятся разместить на своей территории что-то опасное для нашей страны — то станут целью для поражения.

   
   

— Чем все это аукнется для России? 

— Мы получили еще одно недружественное государство на наших границах. Но — одним больше, одним меньше, что делать? От такого соседства никуда не денешься. Финны получили независимость благодаря Иосифу Виссарионовичу, потом заключили с нами договор и прекрасно торговали даже в годы Холодной войны. Сейчас все это, конечно, кануло в лету.

— Остановится ли НАТО на Финляндии или теперь будут тащить Швецию?

— Швецию примут в НАТО однозначно, вопрос только в Эрдогане. Осталось еще полшажка: уломать Турцию. Если Эрдоган проиграет президентские выборы в мае, в альянсе примут решение по Швеции уже на следующий день. Думаю, к лету, к июльскому саммиту НАТО в Вильнюсе, примут.

— За кого возьмутся потом?

— Осталось еще несколько стран на Балканах, в том числе Сербия — с которой у НАТО, конечно, будут проблемы. И постсоветские страны — Украина и Грузия, которым пообещали, что они «станут членами альянса». Правда, грузины уже сами не особо хотят в альянс, а вопрос с Украиной зависит от успеха СВО. Столтенберг уже сказал, что если Украина потерпит поражение, смысла ее вступления в НАТО не будет никакого. Думаю, что эта мысль подсказана ему американцами.