Госсекретарь США Энтони Блинкен призвал сербов принять сторону Украины в конфликте против России, пересмотреть свои отношения с РФ и признать Косово, пообещав, что эти «трудные компромиссы» окупятся.
Ранее президент Сербии Александр Вучич заявлял, что страна не может развиваться без Евросоюза и готова вступить в ЕС, но не в НАТО.
«Американцы — это игроки в наперстки»
Владимир Кожемякин, aif.ru: Олег Владимирович, как отреагируют сербы на посулы американцев?
Владимир Кожемякин: Думаю, что им смешно слышать такие прямые наглые «просьбы» от представителя Соединенных Штатов, которые сами еще двадцать с небольшим лет назад бомбили Сербию. И сейчас США что-то там указывают сербам — какую сторону им занять, обещая какие-то преференции...
Что тут скажешь? Американцы — это известные игроки в наперстки. Они очень хлебосольны на обещания, но из этих посулов мало что реализуется. И сербам это хорошо известно. Могу привести в пример политика с репутацией, может быть, более просербской, чем Блинкен: это бывший спецпредставитель на переговорах по Косово экс-президента США Дональда Трампа Ричард Гренелл.
Во время президентства Трампа он приезжал в Сербию вместе с огромной делегацией, которая обещала сербам ни много ни мало 12 млрд долларов — сумму, равную одной десятой сербского бюджета. Подразумевалось, что это будут прямые инвестиции в развитие инфраструктуры на юге Сербии, в том числе в строительство дорог — с тем, чтобы соединить страну через Косово с албанским портом Дуррес. Что было бы очень выгодно Сербии, потому что страна получила бы прямую транзитную магистраль из Адриатики. Но заявления американцев оказались пустыми. Ни одного доллара из обещанных миллиардов сербам не направили. И это — во времена президентства Трампа, который был настроен значительно более просербски, чем администрация демократов, традиционно поддерживающих албанцев.
Так что, даже если опустить весь эмоциональный фон возмущения в отношении наглости Блинкена и рассматривать его слова только с рациональной точки зрения — получается, что он просто врет. И Вучич это прекрасно понимает. Не говоря уже о том, что, само собой, Сербия не может признать Косово. Вучич никогда этого не сделает. Сербия не может присоединиться к Западу и ввести санкции против России. На такое Вучич тоже не согласится — поскольку это вызвало бы огромное, фантастическое возмущение в сербском обществе. Вучич очень боится такого социального взрыва и внимательно следит за любыми проявлениями пророссийской активности в стране. Этот фактор в его принятии решений играет ключевую роль.
«Наглое принуждение, которое целиком состоит из вранья»
— Не исключено, что американский госсекретарь не случайно сделал такое заявление. Есть мнение, что это не обращение и не призыв США к Сербии, а давление и принуждение Сербии с шантажом санкций за непослушание...
— Да, это наглое принуждение, которое целиком состоит из вранья. Однако у американцев нет таких инструментов, чтобы сильно надавить на Вучича. У европейцев, может быть, этих инструментов больше, потому что они являются главными инвесторами в сербскую экономику. Но даже если сербам закроют безвизовый режим с Европой, которым они пользуются уже 13 лет — им будет, конечно, неприятно, но все равно это даже близко не станет предметом для торговли по вопросу Косово. Свыше 80% сербов заявляют: нет, мы не готовы признать независимость Косово, даже если нас за это примут в состав ЕС. Нюанс в том, что никто в Европе сегодня и не говорит о таком принятии. Речь идет о каких-то иллюзорных планах продолжения евроинтеграции, которые никак четко не обозначены.
— Значит, ни Сербия, ни Вучич не пойдут за дудочкой в море вслед за посулами американцев?
— Нет, не пойдут. Для Вучича это самоубийственный путь, и он это понимает. Впрочем, не только для него, а для любого сербского политика. А в массе своей сербы настроены крайне антизападно.
— За заявлением Блинкена стоит завуалированная угроза?
— Такая угроза прозвучит, когда снова вспыхнет конфликт в Косово. Тогда это будет уже прямое военное устрашение.