На пути к фашизму. В Латвии завели дело на украинку за русский язык

Центр государственного языка (ЦГЯ) в Латвии завел административное дело на беженку из Украины Екатерину Мефтоду за то, что она разговаривала с клиентами пиццерии, где работает, на русском языке. В надзорный орган пожаловались местные жители. Именно так, при общественной поддержке нацистских идей, и рождаются фашистские режимы, считают российские эксперты.

   
   

По законодательству Латвии разрешено нанимать сотрудников без знания национального языка, если это не мешает выполнению ими трудовых обязанностей. Поэтому студентку-юристку Мефтоду, бежавшую из страны после начала военного конфликта, приняли в пиццерию.

Через несколько месяцев к Мефтоде на работу пришел инспектор Центра государственного языка. «Мне позвонил коллега, попросил приехать, не сказав почему. Я встретилась с инспектором, она мне рассказала, что поступила жалоба, что я даже не поздоровалась по-латышски», — рассказала украинка изданию Delfi.

По словам беженки, в первый раз с ней просто поговорили. Однако спустя несколько месяцев инспектор пришел повторно по новой жалобе.

«Я в основном работаю поваром, но бывает, что другой коллега уезжает по доставкам, или рядом звонит телефон, или заходит клиент. Я не могу не заговорить с ним и не обернуться — это тоже было бы ненормально», — объяснила Мефтода.

Однако по итогам визита инспектора было возбуждено дело об административном правонарушении. «Очень тяжело. Я плакала первый раз и во второй, потому что боялась того, что произойдет. Вся ситуация очень болезненна, потому что я не сделала ничего плохого», — считает украинка.

В Центре государственного языка заявили журналистам, что во время первого визита проинформировали, что при обслуживании людей незнание языка не должно мешать выполнению трудовых обязанностей. А дело завели, поскольку через полгода во время второго визита ситуация не изменилась. Оба раза девушка общалась с клиентами.

   
   

В этой ситуации неправы обе стороны, рассказал aif.ru член высшего совета движения «Сильная Россия», заслуженный адвокат России Дмитрий Краснов. «Украинка в Латвии уже не первый год, но язык так и не выучила, на что ей было указано полгода назад после жалобы клиента. Теперь же инспектор установил, что за прошедшее время прогресса нет. Претензии к украинской беженке не связаны напрямую с русофобией. Мефтода работает с клиентами, и именно клиенты пожаловались, что девушка не говорит с ними на понятном им языке. Согласитесь, когда в московском кафе вас обслуживает официант, который кроме „здрясьтя“ и „пыжалуста“ ничего внятного произнести не может, это раздражает», — считает собеседник.

По словам эксперта, русофобия же кроется глубже. «Во-первых, чего там скрывать, в Латвии русский знает подавляющее большинство, и ответ на русском был клиентам вполне понятен. Да и беженка не выучила латышский по той же причине — для коммуникации в коллективе ей вполне хватает русского. Однако кто-то из посетителей пиццерии не поленился написать донос. То есть русофобия латвийской власти не поспевает за русофобией общества, которое требует закручивать языковые гайки. И это страшно. Именно так, при общественной поддержке нацистских идей, и рождаются фашистские режимы», — резюмировал Краснов.